Нилу Маршаллу всегда было интересно, что случится с человеком, если в него попадет камень, выпущенный из катапульты. Он посмотрел массу фильмов, в которых штурмуют замки, и видел разрушительные последствия катапультного обстрела, но то, что он хотел увидеть – момент удара – ему так и не показали. Его мечта сбылась позже, когда сценаристы и продюсеры
«У нас был манекен в человеческий рост, – объясняет режиссер «Псов-воинов», «Спуска» и «Центуриона». – А в голове у него были бутафорские мозги. Мы уронили на него настоящий камень, и эффект был весьма впечатляющим».
«Игра престолов» – это целый культурный феномен. Даже новичков, незнакомых с миром Вестероса и романами Джорджа Мартина из серии «Песнь льда и пламени», привлекли описания типа «фэнтезийный «Клан Сопрано»» или ««Властелин колец»… с сиськами!». Десять серий, насыщенных драматизмом, откровенным сексом, запредельным насилием и резкими сюжетными поворотами, намертво приковали зрителей к экрану. Фэнтези пережило второе рождение, и на сей раз под знаком «только для взрослых».
«Я бы даже не стал называть это »фэнтези«, – говорит Лиам Каннингем, герой »античных« боевиков (»Центурион« Маршалла, «Битва титанов» Луи Летерье), недавно пополнивший актерский ансамбль »Игры престолов« в качестве сэра Давоса Сиворта, контрабандиста, ставшего рыцарем. – Это невероятно напряженная человеческая драма, полная предательств, ревности, любви и интриг. Это сериал для взрослых, который невозможно смотреть, отключив мозг. Надо убедиться, что телефон выключен, что дети уложены и наготове стоит бутылочка шираза. Мне кажется, это один из лучших сериалов за все время существования телевидения».
В этом сезоне на плечи создателей «Игры престолов» Вайса и Бениоффа легла непростая задача – сделать второй сезон лучше первого. Задача эта усложняется еще и тем, что после событий, описанных в первом сезоне, в Вестерос вернулись война и магия. Те самые вещи, который любой продюсер описывает прежде всего одним словом – «дорогие».
«Да, мы беспокоились по этому поводу, – признает Бениофф. – Изначально мы объяснили HBO, что магия и всякие сверхъестественные явления находятся на периферии происходящего. Но во втором сезоне им приходится уделять больше внимания, пусть речь и не идет об армии орков, штурмующих столицу. В »Песне Льда и Пламени« хорошо то, что магия здесь никогда не используется как deus ex machina – вовремя произнесенное заклинание не помогает героям избежать смерти в последний момент или чудесным образом воскреснуть. Все, кто умер, умерли навсегда, – он заговорщицки улыбается. – Ну, за некоторыми исключениями».
Но это все вопросы повествования. А как быть с неизбежными дорогостоящими спецэффектами, которые плохо вписываются в телевизионный бюджет? Второй сезон сделан не совсем по второй книге цикла («Мы использовали некоторые элементы из третьей книги, а кое-что из второй перенесли в третий сезон» – поясняет Бениофф), но создателям придется показать нам детенышей драконов, теневых демонов и даже, возможно, парочку великанов. «Мы чуть не поседели, пока делали финал первого сезона, – говорит Бениофф. – Ведь если бы драконы получились неубедительные, весь сезон стал бы выглядеть по-дурацки. К счастью, у нас отличные специалисты по спецэффектам. В этом году у нас новая команда, и они не устают нас удивлять. Теневой демон в их исполнении просто потрясающий. Даже такие относительно простые, но важные вещи вроде ребят на кораблях в битве на Черноводной у них получились превосходно».
Ах да, битва на Черноводной. Ключевой момент сезона, апофеоз «Войны пяти королей». Конечно, в «Игре престолов» уже было несколько битв, но Вайс с Бениоффом ловко избежали необходимости собственно показывать их зрителю. Например, один бой мы видим от лица карлика Тириона Ланнистера, которого случайно зацепил кто-то из своих. Тирион теряет сознание, и когда приходит в себя, битва уже выиграна.
«Честно сказать, мы сделали это от безысходности, – говорит Бениофф. – Мы планировали снять эту битву целиком, и очень этого ждали, потому что уже знали, что будем делать. Мы хотели показать весь бой от лица Тириона, снимая на ручную камеру, которая расположена на высоте чуть больше метра. Гора (Конан Стивенс) должен был разрубить врага надвое прямо перед камерой. Все выглядело очень здорово. Но по мере работы над сезоном у нас оставалось все меньше времени и денег».
Бениофф и Вайс понимали, что провернуть такой же трюк с битвой на Черноводной им не удастся. Все-таки морское сражение за Королевскую Гавань, где нам впервые показывают «дикий огонь» – страшное алхимическое оружие – один из самых важных и запоминающихся моментов сезона. Поэтому создателям пришлось «буквально умолять» HBO увеличить бюджет сериала. «К тому же нам очень повезло с Нилом Маршаллом, – говорит Бениофф. – Он из тех режиссеров, которые могут выжать максимум из выделенного бюджета и графика. Битва получилась просто великолепной».
У частие Маршалла в проекте – счастливая случайность. Изначально эпизод про битву на Черноводной должен был снимать другой режиссер, но у него появились неотложные семейные дела. К счастью, кто-то из членов съемочной команды был знаком с Маршаллом и порекомендовал его продюсерам. Не последнюю роль сыграло и то, что сам Джордж Мартин – большой поклонник фильмов Маршалла (в особенности «Спуска» и «Центуриона»). Маршаллу позвонили прямо со съемочной площадки в Белфасте. «Я спросил, когда начало съемок, думая, что через пару месяцев, – вспоминает Маршалл. А они ответили: »Начинаем в понедельник!« Я тут же согласился».
Эпизод про Черноводную, по словам самого режиссера, «одна длинная битва, и она куда масштабнее всего, что происходило в »Центурионе«». «Я глазам своим не поверил, когда увидел, с чем буду работать. Даже в полнометражном кино редко бывают такие возможности: четыреста человек массовки, костюмы, лошади, каскадеры, пиротехника… У нас был галеон в натуральную величину и площадка с зеленым экраном, на фоне которого снимали остальные корабли – мы их поджигали, кидали людей за борт… Там еще есть сцена на пляже, а-ля »Спасение рядового Райана«, где солдат разносит на куски, и штурм замка».
Как можно понять по эпизоду с катапультой, описанному выше, Маршаллу не приходилось сдерживать свою страсть к насилию в самых необычных его проявления. «Разумеется, нет. Людей направо и налево разносит в клочья. Насилие с большой буквы »Н«. И что мне понравилось в этом эпизоде больше всего – порой просто забываешь, болеешь ты за нападающих или за обороняющихся».
В самом центре этого жестокого боя, освещенного зеленым светом «дикого огня», стоит Лиам Каннингем, который как будто не замечает дождя, холода и прочих атрибутов ирландской зимы. Мы решили поинтересоваться, удалось ли актеру прочувствовать, насколько второй сезон получается амбициозней первого. «Да, в этом сезоне сериал поднялся на новый уровень, – подтверждает Каннингем. – В нем больше величия. Здесь они не жалели средств и выложились пи…ц по полной».