Хорошее жанровое кино с разоблачением идеи террора для самых маленьких.
Максим Каммерер – красивый юноша с Земли – продолжает свои странствия по планете Саракш. И если вначале дилогии политическая программа юноши сводилась к поиску примитивного нуль-передатчика со спиральным ходом, то сейчас Максим разворачивает в чужом монастыре бурную деятельность в духе Ирландской Республиканской Армии.
Формула «Продолжение – хуже оригинала» (торжест-венно сокрушенная кинокартиной «Империя наносит ответный удар») давно уже стала чем-то вроде чеховской сентенции «лошади кушают овес». В случае с «Обитаемым островом», однако, с самого начала было ясно, что у второй серии перед первой – приличное преимущество: финал. В смысле, наличие финала как такового. Главной, в общем-то, проблемой первого фильма – если отвлечься от присутствия в нем Гоши Куценко и плохой графики в открывающей сцене – было болезненное ощущение незавершенности произведения. Ну, то есть выродки выродками и массаракш массаракшем, но за свои двести рублей мало кому хочется увидеть финальный титр: «продолжение кинофильма смотрите после программы “Время”».
Во втором «Острове…» со сценарием иногда тоже творятся загадочные вещи: не слишком понятно, например, к чему там сцена с Радой и домомучителем-насильником, и в сцене финальной схватки про девушку тоже совсем забыли (вместо того, чтобы метаться в параллельном монтаже, она, очевидно, терпеливо ждет окончания заварухи где-нибудь под лестницей).
Но если у режиссера Бондарчука и самом деле не самый точный прицел, то со скорострельностью у него явно все в порядке. Так, как сняты драки и погони во втором «Острове…», в России по-прежнему никто не снимает (у того же Бекмамбетова до Голливуда так отчего-то не получалось). А танковая атака с характерным дымком после залпов тысячи орудий напоминает Бородинское сражение от другого Бондарчука, что ее, как ни странно, совсем не портит. И хотя главный маркетинговый манок второго фильма – это пресловутая схватка между Странником и Каммерером, а также столкновение циничного консерватизма органов госбезопасности с энтузиазмом НБП, всю эту занимательную философию на раз делает одна недлинная погоня на машинках.