«Ирландец» Мартина Скорсезе вернул былой интерес к криминальным драмам и дал нам понять, как сильно мы скучали по хорошему гангстерскому кино. Для всех фанатов жанра мы собрали 8 отличных фильмов, от монументальной трилогии Копполы до выдающихся независимых криминальных картин, имевших успех среди зрителей и критиков.
Абсурдистская криминальная драма Уильяма Фридкина – режиссёра, прославившегося в 70-е годы такими фильмами, как «Изгоняющий дьявола» и «Французский связной». «Киллер Джо» – история о незадачливой семье, чьи дети нанимают профессионального убийцу, чтобы расправиться со своей матерью. Главное в этой картине не столько обескураживающий и эпатажный тон, сколько актёрская эксцентрика исполнителей. Особенно это касается Мэттью МакКонахи, сыгравшего одного из самых ярких и противоречивых персонажей в своей поздней карьере. Бескомпромиссная режиссура и взрывные, почти театрализованные эпизоды делают «Киллера Джо» зрелищем необыкновенным и впечатляющим.
Одна из самых нестандартных криминальных драм последнего десятилетия, во многом, конечно, благодаря техническому решению создателей – это псевдодокументальный репортаж из жизни двух лос-анджелесских полицейских. Джейк Джилленхол и Майкл Пенья патрулируют улицы на автомобиле и сражаются с мексиканскими наркоторговцами, а ручная камера всюду следует за ними, таким образом погружая зрителя с головой непосредственно в криминальные будни главных героев. Пусть Дэвид Эйр и смазывает впечатление напыщенной и сентиментальной развязкой, но у фильма нельзя отнять главное – его необычайный технический подход и реализм.
Самый известный и самый обласканный фильм Люка Бессона – криминальная драма о взаимоотношениях наёмного убийцы и девочки-подростка, живущей с ним по соседству. Довольно легко объяснить то, чем «Леон» всех восхищает: это и особая актёрская химия между Жаном Рено и Натали Портман, и трагедийный накал страстей, ведущий зрителя к эмоциональному финалу, и, разумеется, уникальное режиссёрское чутьё самого Бессона. Главное достижение заключается в том, как Бессон смог совместить эстетику французских и американских фильмов о гангстерах, сделав фильм живым, динамичным, смешным и одновременно до боли сентиментальным.
Эпопея Фрэнсиса Форда Копполы о мафиозной семье Корлеоне – пожалуй, самое известное кинематографическое высказывание о семье и кровном наследии. Амбициозный проект Копполы, над которым кинокомпании не рисковали работать и вкладывать большие денежные средства, превратился в целую гангстерскую одиссею. Справедливо, что творчество режиссёра ассоциируется именно с этим фильмом, а сам кинематограф – с «Крёстным отцом», образцом эпического стиля. Великим «Крёстного отца» делают вполне конкретные вещи: актёрская игра Марлона Брандо (во многом импровизированная), незабываемая музыкальная тема Нино Рота, а также операторская работа Гордона Уиллиса, который превратил эпизоды семейной жизни Корлеоне в настоящую живопись.
Фильм, без которого сегодня нельзя обойтись, обсуждая криминальные драмы. «Однажды в Америке» – масштабная фреска о жизни четырёх друзей, выросших в бедном нью- йоркском квартале и ставших гангстерами во времена сухого закона. Серджио Леоне – режиссёр картины, ранее специализировавшийся на эпических вестернах с Клинтом Иствудом, в этом фильме полностью поменял свои стилистические координаты и прыгнул своей выше головы. Эту картину, повествующую о предательстве и о сокрушительном воздействии прошлого, Леоне рассказал как миф, который можно трактовать с совершенно разных точек зрения. В частности, этому способствует и повествовательная форма, которая переплетает сразу три временных пласта, начиная с 1920-х и заканчивая 1960-ми.
Криминальный фильм с Райаном Гослингом в главной роли, в своё время ставший хитом американского инди-кино. В «Месте под соснами» Дерек Сиенфрэнс рассказывает о преступнике-мотокаскадёре и о добропорядочном полицейском, чья фатальная встреча переписывает отношения будущих поколений. Нарочито медлительный и поэтичный фильм, который без излишней сентиментальности ставит на повестку серьёзные вопросы о фатализме. Работа Сиенфрэнса – это, с одной стороны, качественно проработанная криминальная драма, а с другой – почти что античная трагедия о воздействии рока.
«Любой ценой» – классическая американская история о беззаконии, отчаянии и экономическом коллапсе, который вынуждает двух братьев пойти на ограбления банков. Фильм Дэвида МакКензи полон живописных ландшафтов Среднего Запада и почвенного духа Америки – он фактически переосмысляет каноны вестерна и адаптирует их к современным условиям. В этой лихой криминальной драме поражает ровным счётом всё: и брутальные характеры персонажей, начиная от шерифа в исполнении Джеффа Бриджеса и заканчивая выразительным Крисом Пайном, и смелая операторская работа вкупе с головокружительным монтажом. «Любой ценой» – вероятно, самый важный американский фильм за последние несколько лет, сумевший рассказать о том, на чем стоит страна и какие ценности её определяют.
Криминальная драма с Томом Харди, который умудрился исполнить одновременно две главные роли – братьев, решивших укрепить свои позиции и авторитет в криминальном мире Лондона. История о крутых ребятах, которые действовали в 60-х годах прошлого века, – не скучный и утомительный байопик, а красочное кино, не обделённое чувством стиля, полное лихих эпизодов и неожиданных перформансов. Самый главный перформанс, разумеется, принадлежит Тому Харди – «Легенда» полностью отдана в распоряжение его творческим возможностям.