Несколько персонажей, которые едва не украли целый фильм, имея в своем распоряжении не более пяти минут
Боба Фетт – «Звездные войны», 1977
Тому, кто лишь поверхностно знаком с вселенной «Звездных войн», будет крайне непросто понять, как Боба Фетт превратился в культового персонажа. Действительно, этот загадочный персонаж появляется на минуту в четвертой части саги «Новая надежда» на заднем плане в разговоре Хана Соло и Джаббы Хатта, в «Империя наносит ответный удар» Боба в общей сложности фигурирует не более трех минут, по имени же его впервые называют лишь в «Возвращении джедая», где ему уделяется еще пара минут. Негусто для лучшего «охотника за головами» во вселенной, не упустившего ни одну из своих жертв и имеющего коллекцию световых мечей побежденных им джедаев. И все же неприметный воин получил армию поклонников, а его костюм стал одним из самых узнаваемых в мире косплееров. Взявшаяся за продолжение саги Джорджа Лукаса студия Disney не исключает, что посвятит этому персонажу один из своих будущих фильмов.
Воин – «В поисках утраченного ковчега», 1981
Для того чтобы войти в историю, оказывается, не обязательно одерживать постоянные победы, можно просто достаточно красиво умереть. Или смешно. Эпизод с нападением на Индиану Джонса здоровенного воина с мечом, обладающего силой и ловкостью, но остановленного пистолетной пулей, давно стал классикой. Известна и закулисная история съемок этой сцены – Харрисона Форда в пустыне прихватила дизентерия, и актер не мог находиться на площадке больше десяти минут. В сцене с нападением на него меченосца-эквилибриста доктор Джонс должен был вступить в длительный бой, но Форда в очередной раз скрутило, и он предпочел своего экранного соперника «застрелить» и рвануть в туалет. Идея Стивену Спилбергу пришлась по душе, и выстрел вошел в окончательный монтаж.
Гафф – «Бегущий по лезвию», 1982
Коллеге Рика Декарда по имени Гафф в «Бегущем по лезвию» уделено совсем немного времени, но чем глубже погружается зритель в философию фильма, тем большее значение обретает каждое слово, каждый взгляд и каждое упоминание этого человека в картине. Кто он, этот человек, бесконечно скручивающий фигурки из попадающих ему в руки листков бумаги? Что у него за речь? Что означает оставленное им у дверей квартиры Декарда оригами? Как связаны воспоминания Рика и фигурка единорога, созданная руками Гаффа? Эдварду Джеймсу Олмосу не понадобились десятки минут, чтобы стать одним из самых загадочных и интригующих персонажей полной тайн вселенной мрачного будущего Ридли Скотта и Филипа Дика.
Проститутка с тремя грудями – «Вспомнить все», 1990
Конец 80-х – начало 90-х стали подлинным расцветом зрелищного кино, множество ярких картин того времени стали впоследствии классикой кинематографа, и не последнее место в этом ряду занимает фантастический боевик Пола Верховена «Вспомнить все» с Арнольдом Шварценеггером в главной роли. Однако, будем откровенны, в шок и трепет зрителей привели не выпученные глаза задыхающегося на поверхности Марса Арни, не раздвижная женская голова-бомба и даже не выбирающийся из живота человека омерзительный карлик-мутант (хотя и они тоже), а десятисекундная сцена встречи героя с женщиной, которая завлекала клиентов тремя грудями. Прямо скажем, фокус не самый ловкий, но работающий. Барышня получила такую популярность, что создатели ремейка 2012 года были вынуждены включить упоминание о трех грудях и в свой фильм. Без них «вспоминается» не все…
Дрексл Спайви – «Настоящая любовь», 1993
Несмотря на то что «Настоящая любовь» вышла в прокат позже «Бешеных псов», именно фильм Тони Скотта принято считать дебютной работой Квентина Тарантино, причем для любителя масштабных полотен QT «Любовь» и «Псы» были двумя частями единого целого. Впрочем, Тарантино на определенном этапе своего пути вынужден был продать сценарий «Настоящей любви» и даже согласиться на изменение финала. Зрители знают, сколь трепетно подходит Квентин к созданию и наполнению смыслами даже самых простых третьестепенных персонажей, что уж говорить о героях, влияющих на движение сюжета. Сыгранный Гари Олдманом сутенер и драгдилер Дрексл Спайви стал одним из самых ярких героев в красочной картине Скотта и совершенно точно самым завораживающим и непредсказуемым.
Капитан Кунц – «Криминальное чтиво», 1994
Сотканное из нескольких переплетающихся между собой новелл полотно «Криминального чтива» является лучшей почвой для того, чтобы подарить миру несколько ярких персонажей, появляющихся ненадолго, но остающихся в памяти зрителя. Кого же выбрать? Извращенца-полицейского Зэда? Горе-налетчика Тыковку? Чистильщика-решалу Мистера Вульфа? А может, самого Квентина Тарантино в роли подкаблучника Джимми? Нет, наш кумир – капитан Кунц в исполнении Кристофера Уокена, доблестный защитник наручных часов отца Бутча. Сцена рассказа о вьетнамском плене настолько выбивается из общей канвы фильма, что невольно застревает в мозгу. Неудивительно, что Бутчу часы нужно вернуть во что бы то ни стало.
Королева Елизавета – «Влюбленный Шекспир», 1998
Обласканный критиками и зрителями фильм Джона Мэддена отмечен тринадцатью номинациями на «Оскар», семь из которых обернулись золотыми статуэтками Американской киноакадемии. Среди обладателей призов оказалась и великолепная Джуди Денч, исполнившая в картине роль британской королевы Елизаветы I. И пусть времени не экране актриса получила не так много, ее Елизавета затмила многих других, исполненных до и после «Шекспира». Удивительно, но эта небольшая роль стала самой выдающейся в карьере Денч, по мнению американских киноакадемиков, – шесть других номинаций актрисы на «Оскар» так и остались заявками на победу. Недолюбливают в США английскую театральную и кинематографическую легенду.
Мальчик с ложкой – «Матрица», 1999
Нет никаких сомнений в том, что «Матрица» братьев (тогда еще братьев) Вачовски стала одним из самых влиятельных фильмов конца XX века – ее последователей не перечесть, использованные в ее создании операторские приемы до сих пор с успехом применяются в новых картинах. А каких актеров открыла обычному зрителю лента! Но спросите любого посетителя кинотеатров, что он запомнил после просмотра «Матрицы»? Ответа, скорее всего, будет два: вывод, что главный выбор в жизни заключается в выборе красной или синей пилюли и знаменитая фраза «Ложки нет». Все, что нужно знать о Матрице, заключено в нескольких словах маленького бритого наголо мальчика: «Не пытайся согнуть ложку, это невозможно. Вместо этого попытайся понять главное. Ложки не существует». Нео понял, и вы поймете.
Мэри – «Зомби по имени Шон», 2004
Много ли вы встречали ходячих мертвецов, у которых есть имя? Если отбросить те случаи, когда зомби становится кто-то из прежде живых героев фильма и сериала, то таких зомбаков можно пересчитать буквально по пальцам. И первым пальцем должна стать девушка по имени Мэри, которую герои фильма «Зомби по имени Шон» встречают в своем дворике. Шон и Эд не слишком быстро врубаются в то, что на земле начался зомби-апокалипсис, поэтому к странной гостье относятся с улыбкой. Но это лишь до той поры, пока Мэри не пытается их укусить. К финалу герои фильма будут крушить ходячих пачками, но первый шаг будет сделан именно на заднем дворе. Шаг по имени Мэри.
Чез – «Незваные гости», 2005
Это сейчас режиссер Дэвид Добкин увлекся драмами и снимает «Судью» с Робертом Дауни и Робертом Дювалем, а раньше его уделом были комедии разной степени пошлости с непременным участием Оуэна Уилсона, Винса Вона или Уилла Феррелла. Именно последнего мы решили включить в наш список «скорострелов» за скромную, но яркую работу в эпизоде комедийной мелодрамы «Незваные гости». Роль Феррелла оказалась столь небольшой, что его имя даже не вошло в титры картины, зато образ Чеза врезался в память – этот человек рассказывает главным героям свой тайный кодекс незваного гостя на свадьбах. После его уроков хочется самому попробовать провернуть такой трюк и отведать свадебного торта без приглашения.
Лес Гроссман – «Солдаты неудачи», 2008
Если исключить танец на финальных титрах комедии Бена Стиллера «Солдаты неудачи», то общий хронометраж появления на экране Леса Гроссмана уложится в две-три минуты. Если не подглядывать в уже упомянутые титры, то узнать в Гроссмане Тома Круза решительно невозможно. Состряпавший свой фильм из самых распространенных и узнаваемых штампов фильмов о войне и об актерах Стиллер катком проехался по всем категориям своих коллег, но за образ миллионера-продюсера мы ему благодарны особенно. Фантастически яркие нелитературные пассажи Гроссмана стали обязательными в диалогах продюсеров по всему миру, а знаменитый финальный танец до сих пор остается для Тома Круза недосягаемой вершиной хореографии.
Росомаха – «Люди Икс: Первый класс», 2011
Тут мы, конечно, немного лукавим – Росомаху никак нельзя назвать героем одного коротенького эпизода, он был ведущим персонажем первой трилогии «Людей Икс», получил два персональных фильма, тянул на себе «Дни минувшего будущего», но пройти мимо мы просто не могли. Оправдываемся тем, что персонаж Хью Джекмана является соединительной ниточкой, мостиком между двумя поколениями героев-мутантов. В одиночку ему пришлось своим скромным появлением и крепким словом связывать фильмы о начале эпохи мутантов и картины об их расцвете. Ну а то, как на появление Логана в «Первом классе» прореагировала публика, напоминать, пожалуй, не нужно – эпизод стабильно входит в десятки лучших камео в истории кино.
Марк Ханна – «Волк с Уолл-стрит», 2013
Мы не устаем восхищаться преображением Мэттью МакКонахи. Еще какие-то три-четыре года назад МакКонахи был не более чем еще одним слащавым актером для романтических комедий, мелодрам и софт-боевиков, его «Призраки бывших подружек», «Сахара» и «Свадебный переполох» в головах зрителей слились в единую слащавую патоку. Сегодня это словно совершенно иной актер: каждая его роль – событие, каждое появление на экране – праздник. Не исключение и небольшая роль в «Волке с Уолл-Стрит». МакКонахи играет Марка, первого руководителя молодого Джордана Белфорта, сумасбродного распутника-наркомана, которому все эти финансовые пирамиды кажутся игрой. Сколько времени МакКонахи проводит в кадре в сравнении с Леонардо Ди Каприо? А «Оскар» у кого? А потому что мал золотник, да дорог!