Приквел «Дюны», больше похожий на «Дом дракона».
После невероятного успеха научно-фантастического блокбастера «Дюна» Дени Вильнева стриминговый сервис HBO Max, который является дочерней компанией Warner Bros., запустил в разработку сериальный приквел франшизы по мотивам произведений Фрэнка Герберта. В основу сюжета «Дюны: Пророчество» лег роман «Орден сестер Дюны», написанный уже после смерти автора его старшим сыном Брайаном Гербертом и писателем-фантастом Кевином Джеем Андерсоном. Поклонники оригинальной «Дюны» к литературным трудам Герберта и Андерсона относятся настороженно, однако новость о производстве сериала, посвященного религиозному ордену Бене Гессерит, даже они приняли на ура.
Многие зрители до сих пор ощущают боль от несложившейся экранизации «Дюны» Алехандро Ходоровски и режиссерского провала Дэвида Линча. Окупившиеся в прокате «Дюны» Дени Вильнева развязали продюсерам руки, но не избавили от некоторой творческой узколобости — о чем кричит пилотный эпизод «Пророчества», вышедший на Max в минувшие выходные.
Действие сериала разворачивается в далеком прошлом, примерно за 10 тысяч лет до рождения Пола Атрейдеса (Тимоти Шаламе), после Батлерианского джихада, в результате которого люди навсегда отказались от использования «умных машин». Клан Харконненов отправляют на далекую планету Ланкивэйл, ссылки удается избежать только Вале Харконнен (Эмили Уотсон), она становится главой тайного религиозного ордена Бене Гессерит. В ходе многочисленных тренировок сестры Бене Гессерит развивают уникальные способности к ясновидению, которые используются Валей для манипулирования высшими политическими чинами, в первую очередь самим императором Джавикко Коррино (Марк Стронг).
Формально «Пророчество» приходится «Дюне» приквелом, но фактически сериал с арт-блокбастерами Дени Вильнева не связан сюжетно. Изначально шоураннером «Пророчества» должен был стать Джон Спэйтс, автор сценария первой «Дюны», пилотный эпизод намеревался снять сам Вильнев. Однако в какой-то момент что-то пошло не так: и Спэйтс, и Вильнев выбыли из проекта, оставшись в статусе исполнительных продюсеров. Новым шоураннером стала Элисон Шапкер («Грань», «Видоизмененный углерод»), у которой, очевидно, не было своего особого видения экранизации. Первый эпизод «Пророчества» вдохновляется главными хитами HBO Max — «Игрой престолов» и «Домом дракона» — больше, чем непосредственно книгами. Общие планы природных красот и мрачной готической архитектуры перемежаются эпизодами балов и придворных междоусобиц, не хватает только драконов. Роман «Орден сестер Дюны», который и без того имеет весьма опосредованное отношение к трудам Фрэнка Герберта, существенно переписали, в сценарий добавили множество новых героев и сюжетные элементы из «Навигаторов Дюны» и «Ментатов Дюны» — других романов Брайана Герберта и Кевина Джея Андерсона.
Пилот «Пророчества» похож на одну большую экспозицию, что не удивляет — вселенная «Дюны» сложна и многогранна, — однако визуальный язык блокбастеров Вильнева помогал массовому зрителю уловить глубинные идеи литературного первоисточника. Приквел с этой задачей не справляется: предыстория Бене Гессерит раскрывается с помощью обычного закадрового голоса, мотивы топорно проговариваются в диалогах. «Игра престолов», как и «Дом дракона», в свое время цепляли колоритными персонажами, будь то властолюбивый психопат Дэймон Таргариен (Мэтт Смит) или остроумная язва Тирион Ланнистер (Питер Динклейдж). Увы, «Пророчеству» и в этом плане показать нечего: даже Марк Стронг в роли императора Джавикко Коррино как-то непривычно бледен, а Эмили Уотсон, при всем уважении, сложно сравниться с Шарлоттой Рэмплинг.
Каким в итоге окажется приквел «Дюны», покажет лишь время — в конце концов у нас осталось еще целых пять часовых эпизодов. Однако уже сейчас можно сделать вывод о том, что «Пророчество» бесконечно далеко от того, чего ждали и на что надеялись поклонники литературного оригинала. Впрочем, дилогия Дени Вильнева тоже в каком-то смысле обманула ожидания, и далеко не каждый зритель остался этим доволен.
Что касается сериала спин-оффа, то он изначально ожидался слабым проектом. Ровно по той же причине, почему слабыми выглядят большинство современных ремейков, ребутов, сиквелов и спин-оффов -- потому что это 100% коммерческие проекты, созданные исключительно ради денег. Поэтому они жутко скучны, вторичны, безыдейны.
Ну и как вишенка -- каст. Люди уже привыкли, что сейчас в сериалах снимаются звёзды первой величины. И если их вы не пригласили в свой проект, то выбранный каст должен с лихвой компенсировать это актёрской игрой. Но с этим тоже часто бывают проблемы...