Образ матери довольно часто появляется в кино, но не все фильмы раскрывают всю сложность родительских будней. От теплой мелодрамы до леденящего душу хоррора — вспоминаем картины о материнстве, способные разбить сердца.
Вряд ли в мелодраматическом жанре можно отыскать более чувственный фильм о материнстве, чем «Мачеха». Крис Коламбус сталкивает на экране двух не похожих друг на друга женщин: Джулия Робертс играет карьеристку Изабель, а Сьюзен Сарандон — Джеки, мать двоих детей, которая борется со страшной болезнью. Изабель — новая возлюбленная бывшего мужа Джеки (Эд Харрис). Женщине придется найти общий язык с детьми партнера. Конфликт неизбежен: героине Сарандон тяжело принять тот факт, что чужая женщина когда-нибудь займет ее место.
Коламбус показывает сложную ситуацию с двух перспектив. С одной стороны, мы видим тяжелую участь Джеки, которая переживает за будущее своих чад без ее присутствия. От уютных кардиганов до веселого времяпрепровождения с детьми — все в героине воплощает образ идеальной матери. Но зритель также не может не проникнуться сюжетной линией Изабель: режиссер исследует перемены в семье из-за неожиданного появления новой родительской фигуры, которой необходимо шаг за шагом завоевывать доверие падчерицы и пасынка. Ближе к финалу сдерживать слезы уже нет никаких сил, а после просмотра хочется немедленно обнять маму.
Кинематограф часто изображает нереалистичный и даже карикатурный образ матерей — чересчур безупречных, с отличным тайм-менеджментом и без мешков под глазами. «Талли» Джейсона Райтмана (по сценарию Диабло Коуди) — тонкое исследование послеродовой депрессии и напоминание всем женщинам с детьми на руках: уставать, не вывозить груз ответственности и просить помощи у окружающих — совершенно нормально.
Марло (Шарлиз Терон) беременна третьим ребенком и едва справляется с повседневными заботами. Женщина существует в окружении грязных подгузников и непрекращающегося плача младенца. Однажды брат Марло (Марк Дюпласс) уговаривает сестру нанять няню: после раздумий женщина все же соглашается и пускает в семью молодую девушку Талли (Маккензи Дэвис). Барышня значительно облегчает жизнь матери. Постепенно Марло понимает, что забота о себе — фундамент материнства, без которого уход за детьми может превратиться в тяжелое бремя.
«Джуно» показывает совершенно другую сторону материнства: беременность для героини оказывается не радостным событием, а роковой случайностью. Ведь Джуно (Эллиот Пейдж) всего шестнадцать, а первый секс обернулся двумя полосками на тесте. Неожиданно для всех девушка решает оставить ребенка и найти ему подходящую семейную пару, которая сможет дать малышу достойное будущее. Впереди знакомство с потенциальными родителями, тонкости усыновления, визиты к гинекологу и простые подростковые заботы.
«Джуно» тоже продукт сотрудничества Джейсона Райтмана и Диабло Коуди. До «Талли» с ее зарисовкой будней уставшей матери режиссер снял меланхоличную драмеди о необходимости повзрослеть по щелчку пальцев. Сбитая с толку, но уверенная в себе Джуно рефлексирует о своем положении, учится слушать себя и выражать свои чувства. Перед нами не только сюжет о нежелательной беременности, но и удивительно теплое coming-of-age кино и нежная история первой любви.
Кристина (Сирша Ронан), которая просит называть себя исключительно Леди Берд, мечтает умчаться из сонного Сакраменто в шумный Нью-Йорк. К сожалению, мать подростка Мэрион (Лори Меткаф) не особенно поддерживает стремления дочери. По мере приближения школьного выпускного отношения героинь становятся все более сложными и напряженными.
«Леди Берд» растрогает каждого, кто переживал бунтарский опыт в подростковом возрасте и не мог найти компромисс в разговоре с родителями. Фильм Греты Гервиг размышляет о непростой связи матери и дочери, каждая из которых причиняет боль другой. Кристина нередко ведет себя неблагодарно по отношению к близким, а Мэрион порой одной колкой фразой обрывает крылья мечтательнице-дочери. Но сколько бы обид ни накопилось внутри, любовь матери и ее дитяти оказывается сильнее всех невзгод: даже при повторном просмотре сердце предсказуемо сжимается, когда Мэрион, изначально отказавшаяся провожать Кристину, поворачивает машину и надеется успеть попрощаться с дочерью.
Преподавательница английского языка Леда (Оливия Колман) нежится на солнце в Греции. В перерывах между чтением книг героиня бросает взор на молодую мать (Дакота Джонсон), играющую на пляже с дочерью. Идиллическая картинка заставляет Леду открыть сундук воспоминаний и оглянуться на прошлое, когда юная аспирантка (Джесси Бакли) пыталась сладить с двумя маленькими дочерьми.
В своей дебютной работе Мэгги Джилленхол не идеализирует материнство, а, напротив, показывает родительскую рутину без всяких прикрас. Леда переживает последствия послеродовой депрессии и в перерывах между воспитанием малышек пытается не потерять саму себя. Честный портрет будней аспирантки выглядит важной памяткой для всех, кто хочет обзавестись большой семьей: забота о детях может принести не только бьющую через край радость, но еще и багаж ментальных проблем, раздражение на весь окружающий мир, тоску по прежней жизни и желание подольше находиться в одиночестве.
За один день Амелия (Эсси Дэвис) потеряла мужа в автокатастрофе и родила сына Сэмуэля (Ной Уайзман). С момента трагедии прошло уже семь лет: непоседливый мальчик готов защитить мать от любых страшных созданий, а сама женщина едва справляется с капризами ребенка. Однажды мать и сын читают сказку об ужасном создании по имени Бабадук. Вскоре начинают происходить странные вещи: Сэмуэль уверен, что монстр сошел со страниц книги и преследует его семью.
Неудивительно, что дебютантка Дженнифер Кент выбирает для разговора о материнстве жанр хоррора. Порой родительство похоже на кошмарный сон, а объяснить публике трудности новой роли и переживания внутренних трансформаций проще всего через метафоры. Монстр в шкафу — не что иное, как депрессия, подавленные эмоции, непроработанные травмы, страх перед будущим. «Бабадук» пугает и темным чудищем, и потухшим взглядом главной героини, которой в конце концов придется принять очевидный факт: она не в порядке и нуждается в помощи.
«Тысяча и один» — новая картина о материнстве, которая забрала Гран-при кинофестиваля «Сандэнс-2023». Несмотря на престижную награду и любовь критиков, фильм дебютантки А.В. Рокуэлл остался в тени громких релизов. Начинающая режиссерка снимает душераздирающую социальную драму, показывает маленькие радости и большие несчастья в Гарлеме 1990-х: именно в этом хаотичном районе проходит детство и отрочество мальчика Терри (героя в разные возрасты сыграли Аарон Кингли Адетола, Авен Кортни, Джозиа Кросс) рядом с бесстрашной матерью Айнез (Тейяна Тейлор).
На экране промелькнут 15 долгих лет жизни Айнез и ее горячо любимого сына. В начале сюжета молодая женщина только-только выходит из тюрьмы и ищет своего ребенка. Героиня идет на отчаянный шаг — похищает Терри у органов опеки. С этого момента мать и сын пытаются затеряться в огромном городе, чтобы обеспечить себе совместное счастливое будущее.
Основанная на романе Эммы Донохью «Комната» рассказывает невероятную историю Джой (Бри Ларсон). Семь лет назад девушку похитил маньяк (Шон Бриджес) и с тех пор держит в крошечной комнате. После изнасилования героиня родила сына: пятилетний Джек (Джейкоб Трамбле) не знает другой жизни, кроме как существование в закрытом пространстве. Джой между тем не теряет надежду выбраться из плена и дать ребенку возможность увидеть весь мир.
Режиссер Леонард Абрахамсон соединяет элементы мрачного триллера и трогательной драмы, чтобы напомнить человечеству о материнской стойкости. Ради ребенка Джой не опускает руки и даже в заключении у преступника находит способы подарить Джеку счастливое детство: клаустрофобная комнатушка превращается в маленький мир мамы и сына, где есть место и приятной рутине, и забавным играм. Мальчик понятия не имеет, что находится за закрытыми дверями, а после долгожданного побега сталкивается с трудностями адаптации. Но и зритель, и Джек знают, что все можно пережить, если рядом есть мама — человек, который рассмешит, защитит и придаст силы даже в самые темные времена.