Приступая к картине, режиссер не скрывал, что равняется на "Танцующую во тьме" Ларса фон Триера, в прошлом году сорвавшую "Золотую пальмовую ветвь" в Канне, выкачавшую из зрителей (в том числе просвещенных) цистерны слез и доказавшую, что изощренное сочетание "мыла" с музыкой обладает убойной силой. Триеровских лавров Лурмену не дождаться, но свою долю аплодисментов он уже получил, когда его картина открывала Каннский и закрывала Московский кинофестиваль. Сейчас, когда она выходит в наш прокат, к ней можно присмотреться повнимательнее, чем в фестивальной запарке.
Фирменные приметы лурменовского стиля, которые он обнаружил в своем дебюте "Только в танцзале" и развил в "Ромео и Джульетте" - кислотные краски, пышные костюмы, размашистый монтаж, открытые страсти – сохранены и в "Красной мельнице". Но, в противоположность "Танцующей во тьме", где условность предметного и социального мира скрыта от значительной части зрителей, экранный мир "Мулен Руж" условен совершенно откровенно: декорации из папье-маше и компьютерные эффекты просто бросаются в глаза. А уж действие условно вдвойне: опереточные сами по себе персонажи ставят оперетту на тему собственной жизни. И когда якобы от избытка чувств срываются со слов в пение, это большей частью воспринимается как нечто совершенно естественное.
Все остальное, что есть в картине – мыльная оперетта с вкраплениями водевиля по мотивам "Дамы с камелиями" (чахоточная гетера позаимствована именно оттуда). Лурмен, правда, кивает на миф об Орфее, о подземном мире и экзистенциальном опыте, но это лишь свидетельства неадекватности замысла и исполнения. В основе "Мулен Руж" находится мелодраматический треугольник: бедный поэт Кристиан (МакГрегор), кафешантанная дива Сатин (Кидман) и английский герцог-меценат (Роксберг) с уголовными замашками. Плюс шутовская компания из Тулуз-Лотрека (Легуизамо) и еще трех комикующих персонажей. Фигура Лотрека, на мой взгляд – самая большая неудача Лурмена. Кто не знает, что Анри де Тулуз-Лотрек был замечательным художником, благодаря плакатам которого мы и представляем себе мир парижской богемы рубежа веков, тот из фильма этого и не узнает, поскольку на экране присутствует только суетящийся и кривляющийся недомерок. Не бог весть как удачен, по-моему, и выбор асексуальной Кидман на роль, требовавшую прежде всего сексапильности, а затем уже голосовых данных, тем более, что голос можно было и наложить – в насквозь условном фильме это бы ничему не помешало. МакГрегор, как обычно, играет простачка, но эта простота, уместная в его "молодежных" ролях ("На игле", "Вельветовые копи", "Жизнь хуже обычной") кажется неестественной в сильно возмужавшем актере. Роксберг, в общем, борозды не портит, но, поскольку характер персонажа совсем не прописан, порой просто часто не знает, что ему играть. Единственный исполнитель, который стопроцентно на своем месте – искрометный Бродбент в роли владельца кабаре Цидлера.
Мелодрама предполагает чистоту чувств, однако сюжет картины двусмысленен – куртизанка любит бедного поэта, но при этом держит не привязи английского герцога, вытягивая из него деньги на постановку мюзикла со своим участием и по либретто своего любовника, фантазии которого хватает лишь на то, чтобы воспроизвести на сцене свою собственную историю в индийских костюмах. Чтобы возвысить героев, фактически перешедших к герцогу на содержание, остается "опустить" самого герцога, выведя его простофилей, который не догадывается, что его дурачат, дельцом, который за свои деньги требует в залог казино, негодяем, который, узнав правду, приказывает своему громиле-лакею убить либреттиста, и глупцом, который не догадывается извлечь прибыль из своей любовной неудачи. Примитивность образа обескураживает тем более, что у жившего в то же время Оскара Уайлда английские аристократы были куда как умнее и интереснее этого никчемного персонажа.
Похоже, что Лурмен и сам понял, что его замах оказался сильнее удара: бравурное начало постепенно переходит в вялый конец, и вновь возникшая фигурка дирижера на фоне красного занавеса уже ничего не обещает.