Неожиданно сильное и качественное телепредложение зрителям, скучающим по Уолтеру Уайту. Снова простой парень вынужден идти на преступления и измениться под воздействием угрожающих жизни обстоятельств
Десять лет назад талантливый финансист и бухгалтер Мартин Берд попал под опасное очарование Дэла, авторитета из мексиканского наркокартеля, сделавшего Марти предложение, от которого нельзя отказаться. Честно исполняя свои обязанности по отмывке преступных доходов, Берд мог не опасаться за свое благополучие, но его подвел компаньон, вздумавший крысячничать. От верной смерти Мартина спасло только сумасшедшее предложение – финансовый гений пообещал мафии, что найдет способ легализации наркоденег через мелкие предприятия, расположенные на берегу водохранилища Озарк, популярного американского курорта. За Мартина – талант располагать к себе людей, умение находить лазейки в любой бухгалтерии. Против – надзор мафии, ссора с местным криминалом, подозрительный шериф и идущие по пятам агенты ФБР. Счет идет на дни, на кону жизнь не только Мартина, но и его семьи. Гонка чеков, счетов и накладных началась.
Все стоны поклонников сериалов, связанные с преждевременным (а пять сезонов – это и вправду маловато) завершением шоу «Во все тяжкие», справедливы – с уходом на «пенсию» Уолтера Уайта эфир и впрямь осиротел. Восполнить пробел пытались многие, но даже спин-офф «Лучше звоните Солу» до уровня похождений мистера Хейзенберга не дотянулся. Задача сложная, признаем, но тем интереснее следить за претендентами. Шоу «Озарк» от видеосервиса Netflix – еще один кандидат занять трон «криминального короля» малого экрана, и весьма недурственный. Смотрим и не торопимся с суждениями.
И сразу оговоримся на берегу – не стоит считать «Озарк» прямой калькой с «Во все тяжкие». Да, оба сериала работают вокруг сюжетной схемы о законопослушном парне, затянутом в жернова криминала. Да, в какой-то момент из криминальной драмы оба шоу перерастают в семейную и наоборот. Даже наркотики фигурируют в обоих случаях слишком явно. Но с тем же успехом «Озарк» можно сравнить с «Лиллехаммером», ведь главный герой вынужден перебраться в место, где все непривычно его городскому менталитету и где приходится устанавливать свои правила. Можно приплести «Правосудие» и «Банши», где разборки на периферии получились ничуть не менее пышными, чем в Нью-Йорке, Чикаго или Лос-Анджелесе. Даже с «Американцами» параллели провести просто – на определенном этапе героям и там, и там приходится ввести в курс незаконных дел своих детей. Поэтому предлагаем отделить «Озарк» от предшественников и судить беспристрастно.
А беспристрастное суждение позволяет ставить шоу Билла Дюбюка, сценариста «Судьи» и «Расплаты», на самые высокие места – перед нами определенно один из лучших телепроектов лета. Удачно расставленные акценты, витиеватый сюжет, несколько отдельных линий, выстраиваемых вокруг колоритных персонажей, – все это не просто позволяет зрителю погрузиться с головой в невеселые приключения «бухгалтера под прикрытием», а помогает авторам развивать целый букет тем: этических, моральных, правовых, социальных и даже религиозных. Можно ли успокаивать себя тем, что в картеле, губящем тысячи жизней, ты всего лишь кликаешь мышкой вдалеке от дилеров и наркоманов? Разумно ли продолжать проповеди в приходе, основной смысл которого – распространение героина? До какой степени можно доверять супругу-преступнику и возможно ли окончательно простить измену жене? Попутно с основной линией поиска способов отмывания средств Мартин и его близкие переживают множество событий, четко расставляющих их жизненные приоритеты, но не всегда так, как это принято в законопослушном обществе.
В сериале не так много жестоких и кровавых сцен, хотя эпизод с казнью воров из первой серии, конечно, заставляет сердце биться в ускоренном темпе, но в том и удача авторов – «Озарк» пугает ожиданием скорого разоблачения или наказания от мафии сильнее, чем самими убийствами. При всем умении Бердов держать себя в руках, они явно находятся на грани – Марти даже подумывает о самоубийстве, но останавливается, понимая, что проблем это не решит. Именно отчаяние и явная угроза делают героев сильнее, сюжет увлекательнее, а зрителей заинтересованнее. Не без провалов, но шоу смотрится легко – десять часовых эпизодов пролетают пулей.
Некоторую настороженность у тех, кто еще не решился на просмотр, может вызвать персонально Джейсон Бейтман. Спешим успокоить – он идеально подошел на ведущую роль, на бухгалтера он как минимум похож больше, чем Бен Аффлек в той же «Расплате». В привычную комедию Бейтман, также участвовавший в создании сценария и постановке части эпизодов, «Озарк» не утягивает, глупят здесь другие. Это, кстати, один из небольших минусов – рассмешить авторы пытаются неловко и не к месту, как и шокировать или хотя бы «поддеть» сценами гомосексуальной страсти (а как без этого?!). Вообще, накал чуть ослабевает, когда «Озарк» делает шаг в сторону от Марти, но это, к счастью, случается нечасто.
В остальном «Озарк» хорош ровно настолько, чтобы посмаковать его просмотр и обдумать увиденное. Нетривиальная история со многими вопросами, не имеющими однозначного ответа, изобилует лихими поворотами, красивыми пейзажами и неожиданными открытиями. Ровно этого и хотели любители «синего мета», давно лишенные привычных доз. Попробуйте наш новый продукт! Зависимым – скидки!