Американскому независимому режиссеру исполнилось 72 года. Неспешно, словно на всю жизнь сблизившись с дзеном, Джармуш продолжает снимать фильмы, писать сценарии и наслаждаться искусством. Вместо разговора о его фильмах мы решили вспомнить интересные факты о жизни режиссера и в очередной раз убедиться, насколько Джармуш самобытен, эксцентричен и неповторим.
Потратил университетский грант на съемки дебютного фильма
Во второй половине 70-х Джармуш обучался в Нью-Йоркской киношколе. Его дебютная картина «Отпуск без конца» снималась в качестве дипломной работы. Университет выдал студенту деньги по гранту – в том числе для оплаты обучения, но Джармуш поступил по-своему и вместо оплаты решил снять на них полнометражный фильм, что, конечно, руководством университета не приветствовалось. По словам режиссера, обучение в киношколе – это 95 процентов потраченного времени, а вот остальные пять весьма ценны: они позволяют завязать нужные знакомства и научиться работать с техникой.
Может похвастаться своим музыкальным альбомом
«Когда я был подростком, музыка начала формировать мою жизнь и решения, которые я принимал», – признавался Джармуш в интервью. Уже в 1976 году будущий режиссер влился в музыкальную тусовку Нью-Йорка и периодически играл на гитаре. Снимая фильмы, Джармуш не забывал о музыке – даже в собственном исполнении. В 2023 году группа режиссера Sqürl выпустила первый альбом Silver Haze. Прежде дуэт сочинял музыку для таких лент, как «Мертвые не умирают» и «Патерсон», а теперь порадовал поклонников мрачным, тягучим дрон-роком, куда в качестве гостей пригласил Шарлотту Генсбур, Анику и Марка Рибо. Сам Джармуш говорил, что им уже не по 20 лет и своей рок-группой они мир покорять не собираются – просто делают свое дело.
Джармуш – еще и миколог-любитель
Андеграундный режиссер интересуется не только музыкой, фотографией и поэзией, но и царством живой природы. Однажды Джармуш отравился дикими грибами и даже был близок к смерти. После выздоровления пытливый исследователь не успокоился и стал буквально одержим грибами: он считает себя микологом-любителем, изучает и идентифицирует их, посещает фестивали и может запросто прочитать лекцию об организмах. «Мы ничего не знаем о грибах!» – можно услышать эту фразу, навеянную личным опытом Джармуша, в фильме «Выживут только любовники».
Никогда не посмотрит «Звездные войны» и «Сумерки»
Массовый кинематограф и Джармуш так и остаются болезненной темой. Американский независимый режиссер упрям и считает, что статус «Звездных войн», «Унесенных ветром» и «Сумерек» навязан зрителю. Даже без опыта просмотра он много знает об их вселенных, поэтому не видит необходимости с ними знакомиться. Но убойных киноразвлечений Джармуш не сторонится: он смотрит и «Круэллу», и «Джона Уика», ему симпатичен также глупый юмор из «Голого пистолета». Фильмы режиссера просты и лаконичны, а вот вкусы достаточно непредсказуемы. Как он объяснялся, «меня не прельщают деньги и прочие голливудские штучки». Его действительно трудно уличить во лжи – он ни разу не пошел на поводу у крупной студии.
Не пересматривает собственные фильмы
Не зацикливаться на себе и своем творчестве – важное режиссерское кредо Джармуша. Он не оглядывается назад и даже не пересматривает свои картины после завершения работы. Режиссер обычно шутит, что относится к ним как к детям и всегда готов отправить их в военное училище. Он называет себя «штурманом своего корабля» и просто движется от одного фильма к другому – в общем, дзенского мировоззрения у него не отнять.
Джармуш увлекается техникой коллажа
Еще одно неожиданное увлечение Джармуша – создание коллажей. Многие годы режиссер создавал коллажи из газетных вырезок (в первую очередь New York Times), накладывая их на картон и намеренно оставляя концы неровными. Получаются самобытные и узнаваемые работы – под стать режиссерскому почерку. Как и фильмы, его вырезки могут быть и грустными, и смешными, и даже жутковатыми одновременно: он вырезает лица, где-то оставляет пустоты, иными словами – всеми способами экспериментирует с фактурой. Разумеется, он выпустил книгу с собственным творчеством. Джармуш может создавать их в путешествии, на съемках, в гостиничных номерах по всему миру. Так что если где-то подрезали газету – вы знаете, чьих рук это дело.