Обаятельное роуд-муви от режиссера Луки Гуаданьино.
С момента премьеры фильма «Назови меня своим именем», разбившего сердца зрителей по всему миру, все ждали воссоединения Гуаданьино с Тимоти Шаламе и Арми Хаммером. Логичнее всего было бы экранизировать книгу Андрэ Асимана «Найди меня», которая рассказывала о встрече Элио и Оливера много лет спустя. Однако за время разработки этого проекта Арми Хаммера успели отменить за его любовь к разговорам о поедании людей, и сиквел одной из самых нежных историй любви XXI века так и не состоялся. За пять лет после выхода «Назови меня своим именем» Гуаданьино окончательно утвердился в статусе интернационального режиссера, Шаламе снялся в «Дюне» и стал суперзвездой, и, казалось бы, момент для совместной работы был упущен. Однако, к радости фанатов, Шаламе возвращается к формату небольшой романтической драмы в новом фильме итальянца «Целиком и полностью».
Картина основана на одноименной книге Камиллы Деанджелис о девушке-людоедке, которая пытается найти свою маму, покинувшую ее, когда она была еще ребенком. Только ленивый еще не пошутил о связи сюжета фильма и неудавшемся людоеде Хаммере, но Лука отрицает какую-либо связь между ними. И ее там действительно нет. Каннибализм здесь служит не экзотичным кинком, а художественной метафорой человеческих отношений.
18-летняя Марен (Тэйлор Рассел) живет вместе со своим отцом (Андре Холланд из «Больницы Никербокер»), но они нигде долго не задерживаются из-за любви Марен полакомиться человеческой плотью. После очередного кровавого инцидента у отца заканчивается терпение, он оставляет дочь с пачкой долларов и аудиокассетой с прощальным монологом, а Марен решает отправиться на поиски своей матери (Хлоя Севиньи), которая покинула семью много лет назад и, кажется, страдала тем же недугом. По пути она встречает странноватого каннибала-одиночку Салли (Марк Райлэнс) и не менее одинокого, но гораздо более симпатичного Ли (Тимоти Шаламе), который решает помочь ей в поисках матери. Герои отправляются в путешествие по Америке восьмидесятых под неожиданно лиричный саундтрек Trent Reznor & Atticus Ross и, как обычно бывает в роуд-муви, в конце обретают себя.
В 2018 году Гуаданьино приезжал в Венецию с ремейком классического ужастика «Суспирия» Дарио Ардженто. Это был шаг в сторону от привычных для итальянца романтических драм. Стилистический эксперимент удался лишь наполовину, но по нему стало понятно, что режиссера тянет на гораздо более темные и жуткие истории. В «Целиком и полностью» он пытается скрестить эстетичную кровожадность «Суспирии» и нежную мелодраму «Назови меня своим именем». Перед первым показом фильма критики с беспокойством предупреждали друг друга: мол, поберегите желудки, грядет что-то страшное, но «Целиком и полностью» не стремится вывернуть зрителей наизнанку. Он покажется тем более сдержанным для тех, кто любит ужинать в компании фильмов Ларса фон Триера, Дэвида Кроненберга и Жюли Дюкурно. Каннибализм в «Целиком и полностью» – особый язык влюбленных, который только они способны понять. Гуаданьино не эксплуатирует тему, а подчеркивает, как важно в этой жизни найти своих и успокоиться.
За разговорами о долгожданном воссоединении Шаламе и Гуаданьино забывается о том, что в центре внимания фильма – Марен в исполнении Тейлор Рассел, для которой эту роль можно назвать прорывом. Она легко несет на себе фильм, и игра звездного Шаламе только подчеркивает ее силу. Молодой паре актеров помогают блистательные «старички»: бесподобный Райлэнс в неописуемом костюме, вобравшем в себя все клише об Америке; неожиданный Майкл Стулбарг, которого до обидного мало; и Хлоя Севиньи, появляющаяся всего в одной сцене фильма. Негоже так разбрасываться хорошими артистами, но, видимо, Гуаданьино может себе это позволить.
Сложно оценивать истории любви – у каждого она своя, но сама тонкая механика соединения сердец на экране (простите за банальность) лучше работала в «Назови меня своим именем», где режиссер смог передать все чувства без слов. Одну сцену, где Элио и Оливер молча объясняются друг другу в любви, можно преподавать в киношколах. В «Целиком и полностью» Гуаданьино более небрежен с романтической линией, и кажется, что герои влюбляются друг в друга, потому что так положено по сюжету. Фильм лучше работает как история о взрослении. По сути, «Целиком и полностью» окрашивает красками фильма ужасов довольно тривиальную, но при этом болезненную тему сепарации от родителей. В случае Марен и Ли — это вопрос жизни и смерти. Режиссер заходит на территорию «Сырого» Жюли Дюкурно и даже в какой-то степени «Титаника», где девушка учится лучше понимать себя благодаря романтическим отношениям (дальнейшее сходство с фильмом Кэмерона нельзя объяснить без спойлеров). К сожалению, все эти сравнения идут не в пользу Гуаданьино. «Целиком и полностью» обаятельный, но проходящий, как знакомство во время дорожного путешествия, о котором забываешь через пару дней.