Невыразительное и неоригинальное кино о белом парне, вступившем в ряды японской якудза. Скучно, вторично и далеко от реальности
Оставшийся после окончания войны в Японии американский солдат Ник Лоуэлл попадает в местную тюрьму, где не только спасает жизнь сыну крупного японского криминального босса Киоши, но и помогает тому бежать из заточения. Расплачиваясь за добро, Киоши предлагает своему спасителю стать частью его большой семьи и вступить в ряды якудза, Ник соглашается и вскоре становится одним из самых жестоких наемных убийц и защитников главы клана Акихиро, борющегося за власть в новой Японии. Конкурентная борьба между несколькими мафиозными кланами обостряется в связи с тем, что в рядах Акихиро завелся предатель, передающий противнику ценные сведения, но даже Ник не может схватить крота с поличным.
Япония по праву считается в Голливуде одним из наиболее любопытных миров: имеющая многовековую историю самоизоляции и скромных контактов с Западом, объявившая войну США и проигравшая ее, совершившая технологический скачок и породившая множество удивительных культурных феноменов, она остается загадкой для остального мира. Погрузить в среду Страны восходящего солнца героя из Европы или Америки – это все равно что забросить его на спутник Сатурна, вроде бы законы физики там действуют те же, но каждый шаг астронавта там в любом случае будет сопряжен с опасностью, непредсказуемой реакцией и последствиями, которые невозможно предвидеть. В кино, правда, в этом отношении есть очевидное условие: будет скучно снимать фильм, в котором герой уехал в Японию и там пропал, никак себя не проявив, нужно показать, как он преодолел все трудности, стал там своим и даже привнес в восточную культуру что-то западное.
Криминальная драма «Аутсайдер» режиссера Мартина Зандвлиета – ровно такое незамысловатое кино. Самая едка японская кислотная среда – якудза – пробует «переварить» американца, застрявшего на архипелаге после окончания войны, но тот, оставаясь фактически аутсайдером (или правильнее здесь использовать иной перевод слова Outsider – чужаком), становится своим среди чужих, впитывая чужие традиции и культуру и отдавая взамен свое представление о чести, справедливости и преданности. Вот только до «Сегуна» и даже «Последнего самурая» фильму Зандвлиета очень далеко, в нем нет и толики того изящества, что делало незабываемым просмотр фильма Джерри Лондона, да и с настоящим напряжением здесь много хуже, чем у Эдварда Цвика. «Аутсайдер» даже в ряду похожих по смыслу и сюжету картин плетется где-то в хвосте.
Чего же не хватило картине, чтобы по-настоящему захватить и очаровать зрителя? Вопрос непростой, и однозначного ответа на него нет. Но есть несколько слагаемых, каждое из которых оказалось с легким изъяном, в сумме дающих существенную брешь. Так, например, кино получилось совсем не таким самобытным, как можно было бы предполагать, – Япония здесь выглядит какой-то нелепой копией Америки 20-30-х годов с подпольными барами, корпоративными войнами, сражениями за рынок и влияние. Родовые и семейные противостояния уведены на пятый план, а вместе с ними глупо становится говорить о чести и преданности, все сводится к деньгам. Далее, все действие истории сосредоточено в Токио, Осаке, Киото и других крупных городах, которые авторами превращены в трущобы, аналогичные злачным местам Чикаго, Атланты или Бостона середины прошлого века – у Японии в фильме напрочь отобран местный колорит.
Ничем не удивит и сюжет – он тоже предельно «западный». Помощь и предательство, адюльтер и пикировки между бандами в «Аутсайдере» предельно американизированы, что очень далеко от принципов жизни самих японцев. Достаточно посмотреть любой японский фильм схожего жанра, и сразу становится понятно, что мерки западной цивилизации на Востоке просто не действуют. Но «Аутсайдер» – фильм для западного зрителя, а значит, его герои будут вести себя, как ковбои в пабе или как бандиты Аль Капоне, изредка делая вид, что они все-таки японцы и не понимают американских анекдотов, перспектив рынка технологий, а любому оружию предпочитают катану.
Не работает в фильме и главное «секретное оружие» – Джаред Лето. Разумеется, харизмы актеру и музыканту хватает, чтобы удерживать зрителей у экрана, а фанатки и вовсе будут в восторге – после долгих лет мытарств в образе Иисуса Лето наконец избавился от бороды и длинных волос, – но для кино этого мало, и в одиночку Джаред не самый привычный для себя жанр триллера и боевика не тянет. Молчаливо смотреть в окно или неспешно потягивать саке у него получается хорошо, но стоит действию ускориться, как актер тушуется и торопится скрыться в тени.
Так что по большому счету «Аутсайдер» дает слабину по всем фронтам – он прост сценарно, невыразителен режиссерски и довольно посредственен с актерской точки зрения. А уж рассматривать его как экскурс в историю криминального Токио конца 1940-х и вовсе нелепо в той же степени, как изучать Дикий Запад по «Человеку с бульвара Капуцинов». Кино не трогает, а герои не захватывают – после такого остается только сеппуку.