
После того как в исчезновении матери и ее сына в глуши Северной Дакоты не смогли разобраться местные шерифы, в городок под названием Дьявольские Врата прибыла агент ФБР Дариа Фрэнсис...
В еженедельной рубрике "Мимо кассы" мы рассказываем о фильмах, которые не появятся в российском кинопрокате, но все-таки могут заслуживать вашего внимания.
После того как в исчезновении матери и ее сына в глуши Северной Дакоты не смогли разобраться местные шерифы, в городок под названием Дьявольские Врата прибыла агент ФБР Дариа Фрэнсис. Опрос возможных свидетелей показал, что начинать поиски пропавших стоит с ранчо Джексона Притчарда, нелюдимого религиозного парня, владеющего не особенно плодородными землями недалеко от Дьявольских Врат, однако тот никого не желает впускать на свою территорию. Опираясь на помощь местного помощника шерифа Кольта Слэйтера, агент Фрэнсис проникает в дом к Притчарду и обнаруживает там таинственное существо, которое хозяин держит в клетке. Владелец ранчо утверждает, что взял в заложники демона, терроризировавшего местность много лет и похитившего женщину и мальчика.
Никто не любит спойлеры, но «Дьявольски врата» – такое кино, которое сложно удержать в рамках нейтрального рассказа, не раскрывая главной интриги сюжета. Поэтому мы должны сразу предупредить о том, что в тексте будет раскрыта существенная подробность, меняющая восприятие фильма едва ли не на противоположное, и этот трюк делает картину по-настоящему увлекательной, а финал непредсказуемым. Так что, в случае если вы боитесь испортить себе впечатление от просмотра, стоит к нашей рецензии обратиться уже после самостоятельного просмотра. Для остальных же продолжим удивительное путешествие в смешение жанров, скрывающееся за весьма банальным названием.
Начинаются «Дьявольские врата» как самый обычный непритязательный ужастик о религиозном мракобесии с одержимостью, сатанинскими ритуалами и прочей шелухой, которыми сегодня изобилуют различные «Заклятья» и прочие «Демоны Эмили Роуз». На отшибе цивилизации в ветхом доме проживает не слишком любящая семья местного фермера. Нам показывают явно находящегося не в себе отца семейства, он разговаривает с кем-то заточенным в клетку, он ждет прихода каких-то сверхъестественных существ, его знакомые говорят о чрезмерной религиозности парня. Все идет к тому, что без священника и изгнания бесов будет не обойтись, но тут сюжет делает неожиданный финт – прибывшие в дом Притчарда полицейские находят в клетке его подвала… инопланетянина.
Для поклонников фильмов фон Деникена и сериала «Древние пришельцы» кульбит с теорией о том, что богами для наших предков являлись гости из далекого космоса, вовсе не является открытием, но в большом игровом кино эту тему затрагивают нечасто. «Дьявольские врата», ко всему прочему, в данном вопросе еще и нетривиальны – они не бьют назойливо в лоб, а мягко намекают на то, что мы не совсем верно осознаем мифы и верования в ангелов и демонов. С этого момента кино из хоррора мистически-религиозного превращается в темный сайфай наподобие «Мрачных небес» или «Четвертого вида» – герои оказываются запертыми в старинном доме, на который нападает целая армия инопланетян, намеренных освободить из клетки одного из своих. Уже хорошо, не правда ли?
Но и это не все. У авторов заготовлено еще несколько любопытных сюжетных твистов, которые мы все же прибережем для того, чтобы у вас остался стимул увидеть картину лично. Пометим лишь, что будет и похищение тел, и нашествие мутантов, и даже вывернутая наизнанку история Избранного, которого нужно то ли защищать, как Нео, то ли уничтожить, как Дэмиена. Все это дополнено вполне внятной мифологией, отсылающей еще к индейцам, проживавшим раньше на этой территории, разложенными по всему дому подсказками, превращающими ленту в увлекательный детектив, и понятной мотивацией пришельцев, которые ставят опыты над землянами не из праздного любопытства, а опираясь на логику межпланетной экспансии.
Разумеется, картина не лишена недостатков и не смогла избежать ошибок и сюжетных прорех – инопланетяне почему-то предпочитают совершать вылазки поодиночке, их прибытие сопровождается таким фейерверком, что в реальности не могло остаться незамеченным сотнями и тысячами человек даже в пустынной местности, наконец, несколько странны были их манипуляции с матерью мальчика, но смущает это при просмотре только самую малость. Как и использование некоторых заезженных штампов вроде света, пробивающегося из-под дверей, монструозных пропорций «марсиан» или клонирования – все это простительно в рамках жанра и темы. Зато получилось нескучно и добросовестно сделано.
Отдельно нужно отметить старание актеров, которым в подобных фильмах не всегда удается играть с полной отдачей и максимальной серьезностью. В «Дьявольских вратах» хороши все – и спрятавший свою ухмылку за бороду Мило Вентимилья, и окрепший Шон Эшмор, и непривычно боевитая Аманда Шулл. Актеры убедительно поддерживают заданную режиссером-дебютантом Клэем Стаубом атмосферу и задают отличное настроение всей картине. «Дьявольские врата» – тот редкий случай, когда кино, не претендующее на широкое признание, вдруг оказывается настоящим изумрудом в горе битого бутылочного стекла, выпускаемого в разделе «ужасы» и «фантастика» в течение года.