Симпатичная трагикомедия о престарелом актере, который волею судеб вынужден вернуться к истокам своей популярности и оглянуться на события и людей, сделавших его жизнь особенной
Некогда блистательная голливудская кинозвезда Вик Эдвардс сегодня превратился в дряхлого ворчливого старика, живущего в одиночестве в своем особняке в Лос-Анджелесе. Казалось бы, ничто не способно сдвинуть ушедшего на пенсию актера с места, но приятель уговаривает Эдвардса посетить кинофестиваль в Нэшвилле, где Вику должны вручить почетную Премию за достижения. Скрипя суставами и опираясь на свою трость, звезда отправляется в путешествие, но по приезду обнаруживается, что актер приехал на любительские посиделки в баре, которые кучка фанатов его фильмов громко назвала «международным киносмотром». В бешенстве Эдвардс покидает «церемонию», но, прежде чем вернуться в Лос-Анджелес, актер просит одну из устроительниц «фестиваля», инфантильную Лил, отвезти его в соседний городок Ноксвилл, где Вик провел детство и юность.
Актерская старость – тяжелое бремя, нести которое с гордо поднятой головой удается немногим. Перешедшие в разряд ветеранов артисты, будь они хоть трижды суперзвездами, вынуждены либо полностью рвать с кино, как Шон Коннери, либо соглашаться на редкие, порой рискованные предложения, как Энтони Хопкинс, либо пускаться «во все тяжкие», как Аль Пачино, Роберт Де Ниро или Морган Фриман, снявшиеся в 2010-х в таком количестве плохих фильмов, что устанешь считать. Берт Рейнольдс, некогда легендарный исполнитель ведущих ролей в «Смоки и Бандит», «Гонках Пушечное ядро» и доброй полусотне других картин, сегодня скорее тяготеет к третьей группе – он продолжает активно сниматься, но в картинах непритязательных и не претендующих на внимание критиков и зрителей. Однако «Последняя кинозвезда» может многое изменить в восприятии Рейнольдса, это милое, трогательное, искреннее и смешное кино, за которое можно простить актеру все случившиеся ранее неудачи.
Конечно, «Последняя кинозвезда» сюжетно совсем не сложен, судьба сводит вместе представителей двух разных поколений со своими проблемами, представлением о жизни, целями и средствами их достижений. Начиная с ссор и скандалов, герои постепенно сближаются и помогают друг другу – в данном случае Лил учится у старшего товарища ценить себя, свое творчество и свою жизнь, а Вик отбрасывает уныние и на некоторое время возвращается к ярким воспоминаниям своей молодости. Недавно ровно такую же повестку «отрабатывал» «Дорогой диктатор» – там герой Майкла Кейна тоже учил школьницу умению постоять за себя, пока та учила «беженца» премудростям современной жизни, – но «Кинозвезда» получилась много искреннее и симпатичнее.
Очаровательно в фильме почти все: и то, как перебрасываются шуточками герои Берта Рейнольдса и Чеви Чейза, и тот бестолковый фанатский шабаш, который герои называют «кинофестивалем», и то, что практически никто не воспринимает главного героя звездой, его просто забыли, и даже нарочитая грубость Лил смотрится уместно – девушке на несколько дней подсунули на содержание какую-то старую вешалку, мнящую себя английской королевой, а у нее с бойфрендом конфликт. Да, в «Кинозвезде» многое предсказуемо, но это не мешает наслаждаться игрой актеров, забавными диалогами, киноманскими трюками (пару-тройку раз в кадре «встречаются» Рейнольдс молодой и Рейнольдс сегодняшний). Кино получилось нескучное, а это уже хорошо.
Скажем даже больше, «Последней кинозвезде» очень помогает то, что и создатели картины, и актеры отнеслись к истории с большой самоиронией. Разумеется, имя Берта Рейнольдса в кадре не звучит, хотя на экране часто возникают отрывки хроники или фильмов знаменитого актера, да и детали личной жизни сценаристом изменены, но в Вике явно читается ДНК актера, его сыгравшего. И от этого персонаж становится живым, а с ним оживают и все ходульные конструкции, составляющие сюжет. Причем лента не стремится смешить, не паясничает и не пошлит, юмор в картине мягкий и трепетный, не для смеха, а для легкой улыбки.
Сценарист и режиссер Адам Рифкин писал скрипт «Последней кинозвезды» специально под Берта Рейнольдса и заранее объявил, что без согласия актера фильм не состоится. К счастью, голливудская звезда снизошла и подарила зрителю замечательную историю о том, что в жизни всегда есть место для хороших, благородных и искренних поступков, что ценить нужно все, что выпадает тебе на жизненном колесе фортуны. Простые истины, банальные, но от того ничуть не теряющие своей актуальности. И для звезд, и для простых зрителей, давно забывших о легендах кино середины прошлого века.