На 90-м году жизни скончалась Мэгги Смит. Вспоминаем текст о лучших ролях бесконечно любимой актрисы, опубликованный к ее дню рождения.
28 декабря исполнилось 87 лет Мэгги Смит – двукратной обладательнице «Оскара», актрисе, вошедшей в историю благодаря двум ролям – графине Грэнтэм из «Аббатства Даунтон» и Минерве МакГонагалл из «Гарри Поттера». Однако, не ограничиваясь её ролями – визитными карточками, мы вспомнили 5 не менее интересных образов Смит – от мечтательных интеллектуалок до строгих монахинь.
Экранизация романа Мюриэл Спарк, в которой Мэгги Смит играет прогрессивную учительницу – вдохновенную любительницу искусства и сторонницу свежих идей, что неизбежно сталкивает её с руководством консервативной шотландской школы.
В фильме Рональда Нима Мэгги Смит достигает предельных состояний своего мастерства: нежная, мелодраматичная в речах, мечтательная и преисполненная идеализма, но в то же время строгая, недальновидная приверженка правды и красоты, чьё служение идеалам увлекает её (и любимых учениц) на сомнительную тропу. «Джин Броди» – картина не о протесте во имя свободомыслия, присущем бунтарскому настроению 60-х, а своевременный скептический жест – о том, как борьба за идеи, свободу и красоту вырождается в не менее страшную химеру, чем устоявшиеся политические и культурные режимы. Харизма и скользкая натура учительницы – заслуга Мэгги Смит, чью игру удостоили её первым «Оскаром».
В комедии Нила Саймона Мэгги Смит вновь воплотила свою сильную актёрскую сторону – образ эксцентричной интеллектуалки, за чьей уверенной походкой и речью скрывается вторая натура: ранимая и чувственная женщина. В «Калифорнийском отеле» актриса играет Дайану Барри – британскую звезду кино, которая приехала в Голливуд со своим мужем (Майкл Кейн), чтобы посетить церемонию премии «Оскар». После неудачи на церемонии разочарованная Барри возвращается в номер отеля и устраивает словесную потасовку с мужем. Красноречие, неудовлетворённость от жизни и усталость – Смит с достоинством воплощает образ декаденствующей актрисы.
Какая ирония: сыграв героиню, не получившую статуэтку от академиков, сама Мэгги Смит всё же удостоилась приза – «Калифорнийский отель» принёс ей «Оскар» за роль второго плана. В реальности, как мы видим, иногда больше справедливости, чем в кинематографическом вымысле.
Творческий триумф на закате лет. В «Леди в фургоне» Смит сыграла бездомную женщину, которая припарковала свой автофургон около дома драматурга Алана Беннетта на целых 15 лет. Взбалмошная и сварливая старушка, по отношению к которой писатель и проверяет свою терпимость, сотрясает спокойствие спального района. Достоинство «Леди в фургоне» – в непередаваемом буйстве Смит, которая способна из одной сцены выжимать противоречивый каскад эмоций: быть и раздражающе неприятной старушкой, и требующей сочувствия женщиной, к которой социальная реальность оказалась беспощадна.
Мэгги Смит блестяще оживила глубокую натуру мисс Шеперд (третий акт фильма углубляется в её монашеское прошлое и нереализованные амбиции в творчестве), а лента произвела движение от брезгливости к гуманизму и сочувствию. Даже в преклонные годы Смит содержит в себе ту же творческую интенцию, что и её несгибаемые персонажи.
В историческом детективе Роберта Олтмана британская актриса сыграла суровую графиню Трентэм, которая встречается с многочисленными гостями в богатом поместье. Эта роль – важный рубеж в карьере Смит, она подарила актрисе один из самых знаковых и впечатляющих образов (впоследствии он дублируется в широко известном «Аббатстве Даунтон»).
Образ графини – остроумной и надменной вдовы – стал такой же визитной карточкой, что персонаж мудрой волшебницы Минервы МакГонагалл. И самое занятное – наблюдать, как Смит фактически в одиночку обезоруживает богатый актёрский состав, беря инициативу в свои руки. В поступи и энергетике Смит, за какую бы роль актриса ни бралась, чувствуется изыск и аристократические манеры, и они оказались как никогда уместны в этой завиральной светской интриге.
Мэгги Смит органична не только в амплуа великосветских дам, но и в образе строгих монахинь. История Делорис Картье, которая скрывается от мафии в монастыре Святой Екатерины, приложила два таланта, комичной Вупи Голдберг и строгой Мэгги Смит, которые удивительно хорошо смотрятся в дуэте – на интересном и разительном контрасте характеров.
Смит сыграла настоятельницу монастыря – авторитарную и чопорную фигуру, один взгляд которой источает презрение и надменность. Актриса вернулась к образу настоятельницы в сиквеле, однако в нём образ матери не претерпел существенных трансформаций – перформанс Смит, конечно же, помнят исключительно по первой ленте 1992 года. Отголоски этой роли слышатся и в «Гарри Поттере» – с властным образом требовательной директрисы, и в «Леди из фургона», где есть кейс с монашеским прошлым героини.