Встречайте десятку «многостаночников», сыгравших в одном и том же фильме по три роли и больше
Идея о том, что один актер может играть сразу несколько ролей, носилась в воздухе с самого рождения кинематографа. Вызывала затруднения только техническая реализация, но великий актер и режиссер Бастер Китон, легендарный «комик без улыбки», один из столпов немого кино, помимо прочего сам ставивший спецэффекты в своих фильмах, успешно решил эту проблему: в прологе 22-минутной короткометражки «Игорный дом» (1921), изображающей сон главного героя, Китон в одиночку сыграл музыкантов оркестра, дирижера и всех зрителей в зале (причем в толпу сыгранных им персонажей затесались женщина, негр и даже проказливая обезьяна). Британский режиссер Роберт Хаймер учел опыт знаменитого предшественника, когда уже в эру звукового кино взялся снимать криминальную комедию «Добрые сердца и короны» по мотивам романа Роя Хорнимана «Израэль Рэнк: Автобиография преступника». В 1949 году актер Алек Гиннесс, будущий оскароносец и джедай Оби-Ван Кеноби из «Звездных войн», был еще неизвестен широким массам – черная комедия Хаумера стала его первым большим успехом.
По сюжету, разворачивающемуся в Викторианскую эпоху, Луис Мадзини – сын итальянского оперного певца и дочери английского герцога, не признанный родней, осудившей связь матери с «безродным иностранцем», клянется отомстить за свое бедняцкое детство и проделывает путь к фамильному наследству по трупам заносчивых родственников, которых ухитряется отправить на тот свет разными хитроумными способами. Гиннесс сумел впечатлить зрителей, сыграв не только Луиса, но и всех восьмерых членов семьи (в том числе женского пола), отделявших его от герцогского титула. Американская цензура была потрясена цинизмом ленты о хладнокровных убийствах и позволила выпустить ее в прокат только после сокращения и переозвучки некоторых сцен. Британский институт кино был не столь строг и в 1999 году присудил «Добрым сердцам и коронам» 6-е место в перечне величайших фильмов в истории британского кинематографа. Уже в этом веке Майкл Никколс носился с идеей современного ремейка, где главного героя сыграл бы Уилл Смит, а всех его жертв – Робин Уильямс. Но с этим не срослось – пожалуй, что и к лучшему.
Британский актер Питер Селлерс рос в семье водевильных комиков – возможно, поэтому талант пародиста у него прорезался еще в детстве. Большинство зрителей помнят Питера по роли инспектора Крузо в киносериале «Розовая Пантера», однако роли британца у Стэнли Кубрика не менее интересны. Впечатлившись появлением Селлерса в комедии «Рев мыши», где тот сыграл сразу троих героев, Кубрик использовал его в роли драматурга-педофила Клэра Куильти в экранизации набоковской «Лолиты». В режиссерской трактовке книги Куильти был притворщиком и хамелеоном, любившим выдавать себя за других людей, – Кубрик специально перекроил сюжет таким образом, чтобы продемонстрировать талант Селлерса к перевоплощению. Несмотря на некоторый первоначальный скептицизм Питера по отношению к этой идее, эксперимент прошел успешно – и в следующей ленте Кубрика, сатирической комедии «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу», Селлерсу поручили сыграть уже трех полноценных персонажей – президента США Меркина Маффли, офицера-англичанина Лайонела Мэндрэйка и парализованного немецкого ученого-ядерщика доктора Стрейнджлава. Планировалась и четвертая роль – майора авиации Дж. Т. Конга, специально для которой Селлерс репетировал техасский акцент, но вскоре после начала съемок он подвернул лодыжку.
С больной ногой актер не мог работать в тесной декорации кабины бомбардировщика, поэтому партия Конга отошла Слиму Пикензу. Однако и трех ролей хватило, чтобы Селлерс был номинирован на «Оскар», – это был первый и единственный случай «групповой» номинации на престижную премию. Ради того чтобы второй раз поработать с Селлерсом, Кубрик согласился снимать в Великобритании (из-за своего бракоразводного процесса актер не мог в то время покидать страну), да так и остался в итоге в ней жить: «Лолиты» и «Доктора Стрейнджлава» ему хватило, чтобы оценить плюсы британского кинопроизводства перед голливудским. Следует добавить, что спустя 40 лет, в 2004-м, вышел байопик с говорящим названием «Жизнь и смерть Питера Селлерса», в котором Джеффри Раш показал класс, не только сыграв титульного актера, но и талантливо вжившись в его многочисленные роли. Наградой за мастерство ему стал «Золотой глобус» в номинации «Лучший актер мини-сериала или фильма на ТВ».
Разумеется, «Назад в будущее 2» не могло пройти мимо нашего внимания. Во второй части культовой трилогии Роберта Земекиса Майкл Джей Фокс сыграл не только уже известного зрителям путешественника во времени Марти МакФлая, но и его «постаревшую» версию из 2015 года, а также двоих детей МакФлая – Мартина-младшего и Марлин МакФлай. Сложность сцены семейного ужина, ставшей изюминкой ленты, состояла в том, что старый Марти и его дети должны были сидеть за одним столом и вести беседу друг с другом. Чтобы реализовать эту задумку, Земекису пришлось прибегнуть к комбинированной съемке: сцену снимали несколько раз, помещая загримированного то мальчиком, то девочкой, то старичком Фокса в разные углы кадра, после чего кадры соединили методом наложения.
Весь реквизит, присутствующий в кадре, пришлось приклеить – ведь малейший сдвиг испортил бы картинку. Для того чтобы в кадре могли общаться сразу три МакФлая, была сконструирована специальная роботизированная система управления кинокамерой, получившая название VistaGlide (разделение экрана на сегменты, а также наплывы, фокусировка и смена кадра в ней контролировались компьютерным способом) – позже ее применили также на съемках триквела. Первоначально Марлин должен был сыграть Криспин Гловер (папа Марти из первой ленты), но тот затребовал такой высокий гонорар, что был вычеркнут из списка актеров вообще. Марти, впрочем, и сам неплохо со всем справился.
Если кто в наши дни и может считаться передовиком перевоплощений, то это Эдди Мерфи, для которого совмещение множества экранных ролей давно стало чем-то вроде спорта. Мерфи, в детстве впечатлявшийся актерскими работами «многоликого» Селлерса, решил пойти еще дальше: он с легкостью жонглирует возрастами, может поменять своим героям пол, вес, национальность и даже расу. В «Норбите» Эдди сыграл главного героя-нерда Норбита, его одутловатую подругу Распьюшу и отчима-азиата мистера Вонга, в «Чокнутом профессоре» – не только толстого профессора Шермана Клампа и его худое альтер эго, но и всю профессорскую семью, включая бабушку (всего 7 человек). В «Вампире из Бруклина» Эдди освоил роли кровососа Максимилиана, полного проповедника Поли и белого гангстера Гвидо.
Но наиболее любимы аудиторией все же не его поздние фильмы, а «Поездка в Америку», в которой Мерфи впервые обратился к этому приему и сыграл помимо африканского принца Акима, прибывшего в Нью-Йорк на поиски подходящей невесты, нескольких других персонажей (включая солиста группы «Сексуальный шоколад» Рэнди Уотсона, старого парикмахера Кларенса и его клиента-еврея по имени Сол). Грим актеру накладывал известный гений своего дела Рик Бейкер, в каждом отдельном случае замаскировавший Мерфи до такой степени, что далеко не каждый зритель распознал все его испостаси. Режиссер Джон Лэндис позже признался, что превратить чернокожего актера в еврея было его идеей – как своего рода ответ еврейским комедиям начала прошлого века, где белые актеры перекрашивались в негров. К слову, партнер Мерфи по фильму Арсенио Холл также не ударил лицом в грязь – помимо слуги Акима Сэмми комик и телеведущий сыграл в «Поездке в Америку» парикмахера Морриса, проповедника Брауна и уродливую девушку в баре.
Не секрет, что Чич Марин, бывший участник комического дуэта «Чич и Чонг» и звезда марихуанового киносериала 80-х годов «Укуренные», является любимчиком Роберта Родригеса (наряду с Дэнни Трехо). Впервые они поработали вместе на голливудском дебюте Родригеса «Отчаянный»; Роберт оценил, как Марин быстро вошел в предложенную ему роль бармена, и с тех пор зовет его в каждый свой фильм. А в культовой хоррор-комедии «От заката до рассвета», последовавшей за «Отчаянным», Чичу досталось сразу три роли – и все три не без комических штрихов. Сотрудник пограничного контроля, волосатый зазывала в вампирском баре, мафиози Карлос – это все он. Несмотря на то что суммарного экранного времени его персонажам досталось не так уж много, Марин сумел каждое свое камео превратить в украшение ленты. Так что последующее его появление в «Детях шпионов» и дальше по списку – факт вполне объяснимый.
Картина «Ширли-мырли» стала попыткой «серьезного» режиссера Владимира Меньшова прописаться в комедийном жанре. Выпущенная в самый разгар дикого шабаша под названием «эра кооперативного кино», она унаследовала все его основные признаки, как то: дурацкий сюжет, знаменитые советские актеры в неописуемо трэшевых ролях, непристойные шутки etc. Кому-то фарс о разлученных в детстве братьях-близнецах и погоней за украденным алмазом очень понравился и был разобран на цитаты, кто-то нашел его безобразным, но в любом случае это выдающийся памятник своему времени, который в таком виде мог появиться только в 90-е, и ясно, что ничего подобного уже не снимет ни оскароносный режиссер Меньшов, ни кто-либо другой. В наш обзор «Ширли-мырли» попали благодаря Валерию Гаркалину, исполнившему в меньшовском фильме все главные роли – русского афериста Василия Кроликова, еврея-дирижера Иннокентия Шниперсона, цыганского барона Романа Алмазова и чернокожего стюарда Патрика Кроликоу. Жен всех четверых (Люсьену Кроликову, Кэрол Абзац, Земфиру Алмазову и Уитни Кроликоу) сыграла Вера Алентова, также справившаяся с задачей на пять с плюсом. Не все же мужчинам на себя одеяло тянуть!
Было бы нечестно оставить наш рейтинг совсем без экшен-лент, ведь одно дело, когда актер разговаривает сам с собой в кадре, и совсем другое – сложная боевая сцена с нанесением тяжких телесных повреждений. Среди мастеров боевых искусств в этом плане наиболее отличился Джет Ли, cыгравший в фантастическом боевике Джеймса Вонга «Противостояние» троих персонажей – преступников Лоулесса и Габриэла Ю-Лоу, а также полицейского Гэйба. Согласно сюжету, все трое являютcя версиями одного и того же человека из разных миров. Ю-Лоу путешествует по параллельным мирам и методично убивает своих «двойников», забирая их жизненную силу – когда все доппельгангеры будут мертвы, он станет кем-то вроде живого бога.
Единственный, кто еще способен остановить злодея, – Гэйб, самый последний из оставшихся в живых конкурентов… Ли подошел к ролям Ю-Лоу и Гэйба ответственно: они у него не просто носят рубашки разных оттенков, но и используют друг против друга разные боевые стили (у «плохого» Ю-Лоу – «синъицюань», у «хорошего» Гэйба – «багуачжан»). Что интересно, фильм мог бы получиться и совсем другим: изначально все главные роли предлагалось исполнить Дуэйну Джонсону. И если бы Скала не оказался занят на съемках «Царя Скорпионов» и не был вынужден отказаться от предложения Джеймса Вонга, кто знает, вспомнилось ли бы нам «Противостояние» сейчас?
Говоря «Майк Майерс», мы в первую очередь вспоминаем его Остина Пауэрса – британского суперагента из пародийной трилогии режиссера Джея Роача. По сюжету проведший 30 лет в криокамере Пауэрс просыпается в конце 90-х, чтобы в очередной раз открыть охоту на своего вечного врага, суперзлодея Доктора Зло – однажды тот уже ускользнул от него, но теперь все по-серьезному. Игра в кошки-мышки с Доктором и его приспешниками в итоге растянулась за трилогию. Памятуя о Жане Маре, игравшем одновременно Фантомаса и журналиста Фандора, Майерс тоже захотел исполнить сразу две роли – Остина Пауэрса и Доктора Зло. Аппетит приходит во время еды: к третьей части комик довел количество ролей до четырех, сыграв уже не только Пауэрса и Доктора Зло, но и остальных новоприбывших злодеев – шотландского сумоиста Жирного Ублюдка и голландца Голдмембера.
Роль Пауэрса стала визитной карточкой Майка (а Доктор Зло был разобран на демотиваторы и зажил отдельной жизнью в виде интернет-мема), но она же и фактически похоронила его карьеру: серьезных ролей Майку с тех пор не предлагают, нелепые комедии «Кот» и «Секс-гуру» никому не понравились, а с сериалом про Шрека, которого озвучивал актер, студия DreamWorks Animation покончила еще в 2010-м. Последние три года Майерс при помощи режиссера Кейси Николау пытается пропихнуть на театральную сцену мюзикл о своем манерном агенте, сценарий к которому написал собственноручно. Проект позиционируется как приквел кинотрилогии Роуча, но исполнять в постановке роль молодого Остина 51-летний Майерс не планирует.
В 2000 году модный французский писатель Фредерик Бегбедер выпустил роман-бестселлер «99 франков» о приключениях гламурного рекламщика по имени Октав. В 2007-м режиссер Ян Кунен снял по книге фильм с благополучно раскрученным, но уже несколько анахроничным названием (Франция к тому моменту успела перейти на евро). Главный герой киноверсии в исполнении будущей звезды «Артиста» Жана Дюжардена внешне подозрительно смахивал на самого Бегбедера, что можно было рассматривать как намек на рекламное прошлое писателя, писавшего Октава с самого себя. Но этого авторам показалось мало: в нагрузку к Бегбедеру литературному фильм было решено наполнить бегбедерами настоящими – как следствие, на протяжении ленты Фредерик всплывает на экране то в образе тусовщика на дискотеке, то под личиной стюардессы.
Стюардесса-трансвестит оставила большинство зрителей в недоумении, но зато третье камео писателя вышло по-настоящему остроумным: когда в одной из сцен Октав приходит в уборную поблевать с похмелья, вместо собственной физиономии он видит в зеркале… Бегбедера. Если бы у нас был свой карманный кинофестиваль, то экранизация «99 франков» получила бы на нем приз за наглость – в конечном итоге из всей рекламы, мелькающей в фильме, настоящей оказалась только реклама самого писателя.
Экранизация романа Давида Митчелла – последняя на сегодняшний день попытка Голливуда массово сэкономить на исполнителях главных ролей (и, без сомнения, самая амбициозная). Все актеры, занятые в центральных ролях в этом историко-фантастическом эпике, сыграли по шесть персонажей, разбросанных по разным сюжетным линиям. Том Хэнкс, Холли Берри, Хьюго Уивинг, Джим Стерджесс и Хью Грант примеряли на себя самые невероятные личины. «Облачный атлас» следует смотреть как минимум ради Берри в роли уродливого хирурга-азиата, Уивинга в гриме медсестры и Гранта в облике каннибала – а ведь в фильме действуют и другие актеры (Джим Броудбент, Джеймс Д'Арси, Пэ Ду На, Дэвид Гяси, Чжоу Сюнь, Бен Уишоу, Кит Дэвид и Сьюзан Сарандон), каждый из которых сыграл как минимум по три роли!
Чтобы как-то совладать со всем этим кастинговым безумием, постановкой ленты занимались сразу три режиссера – Энди Вачовски, Лана Вачовски и Том Тыквер. В итоге получилось кинематографическое нечто, работающее сразу в нескольких жанрах, растянутое по шкале времени на полторы тысячи лет, а по хронометражу – почти на три часа. Не все лицедеи сыграли блестяще, не все сюжетные линии одинаково увлекательны, в прокате лента провалилась, не отбив вложенных в нее денег (не в последнюю очередь благодаря своему бескомпромиссному рейтингу R), но пускай бросит в нас камень тот, кто скажет, что работа режиссерского и актерского коллективов не стоит десятиминутных стоячих аплодисментов, которыми ее наградили зрители на кинофестивале в Торонто.