Времена немого кино давно прошли, актеры получили в свое распоряжение оружие сокрушительной силы – слово
Маленький Бродяга («Новые времена», 1936)
Нет-нет, здесь нет никакого обмана. Безусловно, Маленький Бродяга появился еще тогда, когда звука в кино не было, но к 1936 году экран уже активно «говорил», а Чарли Чаплин все медлил с тем, чтобы дать голос своему самому популярному и известному персонажу. Больше того, «Новые времена» Чаплин – сценарист, продюсер и режиссер картины – задумывал звуковым фильмом, но, сколько ни бился, не мог придумать для Бродяги ни голоса, ни говора. В конце концов актер оставил попытки придать герою новое звучание и оставил картину немой. Впрочем, если вы помните, в финале картины Бродяга выходит на сцену исполнять песню, слова которой записаны на манжетах, но, потеряв эту деталь гардероба, вынужден исполнять что-то неудобоваримое, винегрет из французских и итальянских слов, которые и словами-то не назовешь. Но, по крайней мере, мы слышали его голос.
Простачок («Белоснежка и семь гномов», 1937)
Уолт Дисней оказался на порядок смелее Чаплина и первый же свой полнометражный анимационный фильм украсил звуковым рядом. Правда, слова раздал не всем – немногословным оказался гном Простачок. В него невозможно не влюбиться – он самый младший из гномов, у него огромные глаза и длинные ресницы, он по-детски непосредственен. К тому же он не говорит. Ну, то есть он может говорить, просто он пока еще не пробовал. Такая эксцентричность делает его одним из самых симпатичных героев в пантеоне персонажей Disney. А учитывая то, что и сами гномы считают его младшим братом, который постоянно нуждается в их заботе и опеке, каждое его появление не может не вызвать улыбку. В своем не по размеру обширном одеянии, огромной шапке, с большими ушами и без единого слова Простачок – самый милый молчун нашего топа.
Белинда («Джонни Белинда», 1948)
Талант Джейн Уаймен вполне мог быть похоронен не самыми прозорливыми режиссерами, которые в 30-х и 40-х годах не видели в этой актрисе ничего, кроме банальной блондинки, способной играть лишь глупую подружку главного героя. Возможность проявить себя настоящей драматической актрисой у Джейн появилась в 1948 году в драме Жана Негулеско «Джонни Белинда», где она исполнила роль глухонемой девушки, которой предстоит отправиться под суд после убийства своего насильника. «Джонни Белинда» – феноменальный фильм для своего времени, тогда в Голливуде правила цензура, и появление картины о сексуальном насилии было настоящим прорывом. Сильная эмоциональная игра Уаймен сделала картину способной выдержать испытание временем и критикой. Актриса получила за свою роль «Оскар» и «Золотой глобус», а вместе с ними и пропуск в серьезное кино.
Хелен Келлер («Сотворившая чудо», 1962)
Если вы не знаете, кто такая Хелен Келлер, незамедлительно изучите хотя бы статью об этой женщине в Википедии, – это один из самых известных в истории реальных безмолвных персонажей. Настоящая Хелен со временем научилась говорить, но картина «Сотворившая чудо» Артура Пенна рассказывает о детских годах будущей писательницы и политической активистки. Ребенок, в полуторагодовалом возрасте лишившийся слуха и зрения, дикая девочка, полностью оторванная от мира, – Келлер не могла бы рассчитывать на долгую жизнь, не попади она в руки талантливого педагога Энн Салливан. За три года до выхода фильма одноименная пьеса появилась на Бродвее, и зрители, в принципе, были готовы к тому, что слезы будут литься рекой, но исполнительница роли Келлер Патти Дьюк в паре со своей наставницей Энн Бэнкрофт превзошли все ожидания – два «Оскара», за лучшую роль и лучшую роль второго плана, ушли им вполне заслуженно.
Ларч («Семейка Аддамс», 1991)
Дворецкий Ларч из «Семейки Аддамс» является одним из самых узнаваемых образов в мировой поп-культуре, а ведь он ни разу не произнес ни слова. Он и не должен. Пусть другие мужчины заполняют свою жизнь болтовней, это не для Ларча. У Аддамсов длинная история появления на теле- и киноэкранах, поэтому неудивительно, что однажды Ларч все-таки «проговорился», было это в ситкоме, выходившем на ТВ в 1960-х. Но поскольку и в комиксах, и в остальных фильмах дворецкий показан безмолвным, мы решили простить ему минутную слабость. Долговязый Ларч из серии в серию, из фильма в фильм с неприступным видом открывает немногочисленным посетителям двери и грозно смотрит на гостя. Диалоги и шуточки отданы на откуп остальным персонажам странной семейки, но, согласитесь, Аддамсы выглядели бы не столь внушительно без громадного, но молчаливого как могила Ларча.
Ада МакГрат («Пианино», 1992)
Мы практически ничего не знаем о прошлом Ады МакГрат, героини фильма Джейн Кэмпион «Пианино». Она немая с детства женщина, прибывающая в Новую Зеландию из Англии со своей дочерью для заключения брака с человеком, которого никогда не встречала. Мы слышим ее мысли, прочитанные за кадром, но в кадре Ада не говорит. Вместо нее говорит ее инструмент. Всю свою жизнь Ада использует пианино как средство коммуникации с миром, средство чувственное, эмоциональное и душевное. Поэтому, когда ее новый муж в исполнении Харви Кейтела от фортепиано избавляется, для женщины это равносильно тому, как говорящему отрезали бы язык. К финалу фильма героиня начинает говорить, но критиков сразила именно та немая Ада, играющая на своем пианино на берегу океана. «Оскар», «Золотой глобус» и приз Канн Холли Хантер более чем заслужены.
Хэтти («Сладкий и гадкий», 1999)
Это сейчас Вуди Аллен выдает по фильму в год, и о большинстве из них зрители забывают уже через неделю после премьеры. В прошлом веке старик Аллен был менее скорострельным, зато куда более запоминающимся. Его псевдобайопик «Сладкий и гадкий» заслуживает похвал не только за прекрасный образ гитариста-виртуоза Эммета Рэя, но и за восхитительную второстепенную героиню – немую прачку Хэтти. Хэтти будто бы попала в картину прямиком из какого-то немого фильма, она слышит и чувствует мир вокруг себя, но не в состоянии донести до мира что-то свое. Девушка слышит Эммета и понимает, что это настоящий гений, но поделиться этим счастьем не может. Шон Пенн, играющий главную роль, как всегда великолепен, но даже его исполнившая роль Хэтти Саманта Мортон обставила. Оба заслуженно получили номинации на «Оскар», правда, пролетели мимо наград Мортон и Пенн тоже вместе.
Пеппи Миллер («Артист», 2011)
Бороться с искушением взять в наш топ героя Жана Дюжардена из восхитительного фильма «Артист» Мишеля Хазанавичуса невероятно сложно. Но мы пересилили себя и вместо Джорджа, который одну фразу в фильме все-таки произносит, взяли персонаж Беренис Бежо – прекрасную молодую артистку, которой звезда немого кино открывает двери в кинематограф. За блеском Дюжардена и его неутомимого пса Угги Бежо немного теряется, но не настолько, чтобы эпизоды с ее участием выветрились из памяти, – чего стоит только одна сцена со смокингом, где Пеппи разыгрывает страстный роман со своим кумиром. Бежо была выдвинута практически на все возможные премии в номинации «лучшая актриса второго плана», но приз получила только на родине фильма, во Франции.
Томас Шелл («Жутко громко и запредельно близко», 2011)
Фильм Стивена Долдри «Жутко громко и запредельно близко» играет на контрастах. Молодого буйного, ни минуты не сидящего на месте Оскара в картине «сдерживает» меланхоличный, привыкший к тишине и спокойствию таинственный Арендатор. Персонаж, сыгранный Максом фон Сюдовым, замолчал много лет назад, его безмолвие – защитный механизм против того ужаса, который навсегда отпечатался внутри этого человека еще в пору Второй мировой войны. Теперь Арендатор общается с помощью записок, но это не мешает Оскару и Томасу стать лучшими друзьями. Щемящая грусть, которой пронизана каждая минута фильма, отступает лишь тогда, когда мальчик и старик ведут свой поиск таинственного «мистера Блэка», но лишь для того, чтобы обрушиться еще большей тяжестью невосполнимой утраты. И слова здесь ничем не помогут.
Лори Гарви («Оставленные», 2014)
В сериале Дэймона Линделофа и Тома Перротты принявших обет молчания – целая секта. В мире, где по необъяснимым причинам внезапно бесследно исчезли миллионы людей, кто-то должен непрерывно скорбеть и напоминать тем, кто пытается отмахнуться от случившегося, о важности произошедшего. Атрибутами членов секты Виновных является белая одежда, беспрестанное курение и молчание. Отсутствие слов даже в ответ на собственное убийство. Немногим удается держать язык за зубами, даже предводительница фанатиков время от времени не отказывает себе в удовольствии выговориться, но супруга главного героя сериала Лори не такая. Она в момент «Вознесения» утратила частичку себя, поэтому ее молчание – ее собственный осознанный выбор, изменить который не может ничто в этом новом мире. Ну разве что второй сезон сериала, намеченный на следующий год…