Фильм начинается как захватывающий триллер о современном пиратстве и заканчивается как скучная реклама американского военного флота
Капитан Ричард Филлипс (Том Хэнкс) командует контейнеровозом Maersk Alabama, который следует из Омана в Кению. Когда корабль проходит мимо берегов Сомали, на него нападают пираты – бывшие рыбаки под командованием Мусэ (Бархад Абди). Поначалу команде удается отбиться от атакующих их катеров, но затем сомалийцы все же забираются на борт. Они надеются заставить Филлипса и его экипаж отвести корабль поближе к побережью, чтобы затем получить от судоходной компании 10 миллионов долларов. Пока капитан пытается не допустить полный захват судна, на выручку Maersk Alabama устремляются американские военные корабли.
Помните, как в 2010 году английский режиссер Пол Гринграсс снял военный триллер «Не брать живым», прямым текстом обвинивший американских военных в фальсификации донесений о наличии в Ираке оружия массового поражения? Американским зрителям та картина не понравилась, даром что главную роль в ней сыграл Мэтт Деймон. «Не брать живым» настолько не пришелся западной публике по вкусу, что лента даже в мировом прокате не окупила 100-миллионный бюджет. Как говорится, думать надо, на кого батон крошишь!
Что ж, Гринграсс подумал. И сделал правильные выводы. Его новая картина не «наезжает» на Пентагон, а воспевает доблестную американскую армию и столь же доблестный звездно-полосатый флот. Какие там плечистые спецназовцы! Какие невозмутимые офицеры! Какие мощные суда! Какие полезные «беспилотники»! И все это не для зачистки какой-нибудь неизвестной пакистанской деревушки, а во имя человека и во благо человека. Причем вполне конкретного человека с американской фамилией. Держитесь, капитан Филлипс, подмога идет! У нас по два снайпера на каждого сомалийца, и они настолько круты, что десантируются с самолета в океан в кромешной темноте, а затем блистательно выполняют задание Белого дома (потому что если где-то в мире американец попал в беду, то президент США не заснет спокойно, пока не спасет согражданина). Кто-то там из либералов интересуется, почему Америка тратит на армию больше всех в мире? Пол Гринграсс готов прочесть полнометражную лекцию о том, на что идут эти деньги и как эффективно они используются.
Правда, в своей первой половине «Капитан Филлипс» не выглядит как гимн американским ВМС. Зрители сперва заглядывают к Филлипсу домой, потом плывут с ним на контейнеровозе, и это достаточно любопытно – не каждый день нам в кино показывают, как живут и работают моряки торгового фота! Затем на горизонте появляются пираты, сюжет набирает обороты, и фильм становится не только интересным, но и захватывающим. Особенно когда сомалийцы с «Калашами» забираются на судно, и безоружная команда играет с ними в смертельно опасные кошки-мышки. Если бы картина этим ограничилась, у Гринграсса получился бы мощный триллер.
Но «Капитан Филлипс», основанный на реальной истории и довольно близко следующий фактам, этим не ограничивается. По истечении первого часа в картину вплывают военные корабли, заглавный герой остается один на один с четверкой пиратов в утлой спасательной шлюпке, и кино на этом, в сущности, заканчивается. Дальше идет сплошная реклама доблестных военных, начисто лишенная драматизма. Почему? Потому что пираты не могут убить единственного заложника, а спецназовцы не могут отпустить пиратов в Сомали. Так что исход у миссии может быть только один – Филлипса освободят (все-таки заглавный герой!), а злодеев либо порешат, либо возьмут живыми. Остается лишь томительно ждать окончания операции и любоваться слаженностью и профессионализмом «морских котиков». Можно, правда, переживать за Мусэ и его товарищей, у которых есть веские причины для захвата иностранных судов. Но сочувствовать обожравшимся наркотиками пиратам как-то не тянет. Злодейство есть злодейство. И хотя Том Хэнкс, надо признать, великолепно, на разрыв аорты играет «обыкновенного героя», который пытается удержать себя в руках перед лицом смертельной опасности, сюжет картины не поддерживает его игру, а перечеркивает ее. Потому что герой, может, и не знает, что будет дальше, но зрители отлично это понимают. Если они хоть что-то знают о голливудских лентах.