«Лидия Тар, всемирно известный дирижер и композитор, умерла прошлой ночью после падения со ступеней театра Долби», — заявила команда Лидии в Twitter после того, как Кейт Бланшетт, исполнившая роль дирижера, не забрала статуэтку «Оскар» за главную женскую роль. Скорее всего, Тар бы погибла и в случае победы, но героини Бланшетт остаются в памяти вне зависимости от наград.
Кейт Бланшетт — одна из тех актрис, при упоминании которых почти у всех вырывается томный восхищенный вздох. Она абсолютный хамелеон, чьи роли часто оказываются сюрпризом: только не врите, что ее Боб Дилан вас не удивил. Самое время вспомнить роли Бланшетт, за которые она стала любительницей киноманов, — и не только удостоенные наград.
Аннабель Уилсон, которая видит призраков и помогает ловить убийцу
Бланшетт легко даются героини не от мира сего, так что в «Даре» Сэма Рейми она исполнила роль гадалки, страдающей от видений призраков. Легендарный Роджер Эберт назвал картину удачной, но только из-за таланта главной актрисы — не помог, кажется, даже Киану Ривз в партнерах. Так что роль стала настоящим даром только для Бланшетт. Критики еще раз убедились в способности актрисы перевоплощаться в кого угодно — даже во вдову из Джорджии, в одиночку воспитывающую троих детей.
Жаннет «Жасмин» Фрэнсис, которая потеряла богатство, мужа и достоинство
«Жасмин» — одна из немногих картин Вуди Аллена драматического жанра, в которой некогда благополучная жизнь героини Бланшетт разваливается. Позже Бланшетт сыграет чем-то похожую женщину в «Куда ты пропала, Бернадетт?», но одним из самых сильных образов актрисы критики все равно называют именно Жасмин у Аллена. В создании костюмов участвовал лично Карл Лагерфельд — от большой любви к Бланшетт. По словам самой актрисы, сыгравшей алкоголичку, в качестве подготовки к роли она «наслаждалась прекрасным вином и наблюдала за женщинами».
Нэнси, которая осталась в прошлом главного героя, но до сих пор играет роль его Полярной звезды
Что может быть лучше, чем Бланшетт в невероятно эстетичной картине Терренса Малика? Это снова лента о смысле жизни и поиске света, которую надо смотреть в три захода, и оттого статность Бланшетт выглядит еще глубже. Актриса исполнила роль типичной male gaze героини, которая наставляет мужчину на путь истинный. Если образ Кристиана Бейла отсылает к рыцарю кубков в таро, то Бланшетт здесь — минимум императрица.
Бомж, ученый, учительница и ведущий новостей, которые читают манифесты
Карл Маркс, Дзига Вертов, Бруно Таут, Тристан Тцара, Джим Джармуш — список авторов манифестов, произнесенных в видеоинсталляции Юлиана Розефельдта, очень велик. Режиссер изучил около 60 работ и составил из них 12 манифестных коллажей, воплотить которые по задумке Розефельдта должна была именно женщина. 13 различных сцен, 12 героинь и 12 съемочных дней в Берлине, по 10 с половиной минут на каждую сцену и одна Бланшетт, кого это оставит равнодушным?
Кэрол Эйрд, которая не готова умереть ради смертной любви, но готова бороться за нее
Тодд Хейнс любит Кейт так же сильно, как мы. Актриса снялась в трех ключевых картинах режиссера и во всех была пугающе органичной. От Бланшетт в роли статной женщины, которая в 50-е годы переживает развод и влюбленность, коленки подкашиваются по разным причинам. Их тандем с Руни Марой стал одним из самых чувственных и принес не только огромное количество наград, но и любовь квир-сообщества.
Барбара Коветт, которая решила заполучить свою возлюбленную самым грязным шантажом
Драма Ричарда Эйра больше похожа на театральную постановку, чем на фильм, но Бланшетт и Джуди Денч все равно собирают весь свет софитов. В Интернете только и разговоров о том, что Кейт Бланшетт заставляет зрителя почувствовать на себе Стокгольмский синдром — ее героини могут быть злом во плоти, но оторваться невозможно. Вот и в «Скандальном дневнике» она сыграла доминантку-манипуляторшу, которая готова сломать чужие жизни ради своего удовольствия.
Елизавета I, которая воистину настоящая женщина, воин и королева
У Бланшетт всегда особые отношения с нарядами на съемочных площадках, вероятно, поэтому «Золотой век», драма о правлении Елизаветы I, удостоена «Оскара» именно за костюмы. Посреди англо-испанской войны королева пытается разобраться и с искателем приключений Уолтером Рэли. Бланшетт в образе с огненно-рыжими волосами закрепила за собой слоган фильма: «Женщина. Воин. Королева».
Боб Дилан, который не понимает, кто он на самом деле, и находит себя в разных людях
«Меня там нет» — фильм Тодда Хейнса с настоящим букетом актеров, играющих Боба Дилана в разные годы жизни: Кейт Бланшетт, Ричард Гир, Хит Леджер, Бен Уишоу, Кристиан Бейл. Однако из всех исполнителей главной роли именно Бланшетт была номинирована на 8 премий за лучшую женскую роль. Возможно, это один из самых интересных подходов к биографическому жанру — и как хорошо, что в нем есть Кейт.
Филиппа, которая решает отомстить виновным в ее горе
Бланшетт очень любит героинь, которые плевать хотели на чужое мнение и скорее возьмут все в свои руки, чем будут ждать помощи. «Рай» не пришелся по душе зрителям, но снова вывел формулу «если бы не Бланшетт». Актриса в декорациях архитектурно идеального Турина — словно образ из нуара, в котором всегда есть femme fatale. Возможно, самое точное описание роли Бланшетт дал уже упомянутый Роджер Эберт: «Игра Бланшетт еще раз подтверждает ее силу. Она никогда не играет ради эффекта, не защищается, а просто играет героиню как женщина, которую горе и ярость вынуждают совершить необдуманный поступок, а затем жить с последствиями».
Лидия Тар, которая может руководить целым оркестром и дирижировать людьми, но не своей репутацией
Та самая Лидия Тар, погибшая на лестнице «Долби», — героиня Тодда Хейнса, решившего поразмышлять о культуре отмены. В образе Бланшетт, номинированной за роль на «Оскар», словно сложились все самые знакомые черты: убийственная элегантность и граничащая с абьюзом доминантность. Статуэтку актриса не завоевала, но наши сердца — уже давно.