Нелепая и примитивная фантастическая драма, запугивающая зрителей разумными компьютерами
Супруги Уилл и Эвелин Кастер (Джонни Депп и Ребекка Холл) работают над созданием разумного компьютера. Когда террористы наносят удар по лабораториям, занимающимся искусственным интеллектом, и смертельно ранят Уилла радиоактивной пулей, Эвелин считывает мозговую активность умирающего мужа и создает компьютерную копию сознания Уилла. «Поселившись» в машине и проникнув в Интернет, Кастер становится самым умным существом на планете, и он использует свои способности для превращения городка в пустыне в прообраз общества будущего, где нет ни болезней, ни свободы воли (излечивая людей, Уилл монтирует им в головы чип управления).
В отличие от полетов в глубокий космос, которые пока остаются несбыточной мечтой, разумные компьютеры – это, вероятно, дело ближайшего будущего. Поэтому можно только приветствовать появление фильмов, которые обсуждают связанные с такими агрегатами этические, моральные и философские дилеммы. Не все же креститься, когда гром уже грянул!
Дебютная режиссерская работа известного оператора Уолли Фистера, постоянного сотрудника Кристофера Нолана, на первый взгляд кажется именно такой постановкой. Подчеркнуто серьезное фантастическое кино с минимумом блокбастерной «майклбеевщины» (экшен фильма, в сущности, исчерпывается сценами, в которых военные обстреливают питающие «супер-Уилла» солнечные батареи) и драматическими актерами первой величины – о чем еще мечтать вдумчивым ценителям кинофутуризма! Так что же – да здравствует «Превосходство»?
К несчастью, нет. Даже по синопсису картины видно, что она сводит сложные, заслуживающие пристального внимания проблемы к примитивной страшилке о машине-поработителе. «Разумный компьютер первым делом захватит Интернет, а затем начнет превращать людей в зомби». А с какого, собственно, перепугу? До переселения в машину Уилл не демонстрирует никакого интереса к порабощению людей – он даже на конференции для инвесторов выступает неохотно. Да, от превращения в компьютер с человеческим разумом может случиться что угодно. Но ведь никто в фильме даже не спрашивает у Уилла, почему он занялся зомбификацией, и никто не пытается уговорить его дать его жертвам свободу воли! Хотя среди персонажей – жена Уилла, его любимый учитель (Морган Фримен) и его лучший друг (Пол Беттани).
И, кстати, разве так ведут себя ученые, да еще и специалисты по компьютерному интеллекту? Для любого из них высшее наслаждение – поговорить с разумным компьютером, поспорить с ним и понять, как он думает и чем он руководствуется. Благо, что в машине «живет» не какой-то абстрактный ИИ, а их друг и товарищ (а в случае Эвелин – еще и муж). Герои же ведут себя как те косные селяне из «Франкенштейна», которые, увидев странное существо, тут же начинают гоняться за ним с вилами и факелами. И они не просто нападают на Уилла вместо того, чтобы попытаться на него повлиять. Для уничтожения всех следов разумной программы они уничтожают Интернет и все подключенные к нему системы, отбрасывая цивилизацию на полвека в прошлое (это не спойлер – фильм начинается в бескомпьютерном будущем и сам спойлерит финал, разрушая большую часть своей сюжетной интриги).
Мало того, герои подключают к самоубийственной операции не только военных, но и террористов – тех самых, которые убили Уилла и всех сотрудников лаборатории персонажа Фримена. И фильм все это не осуждает, а приветствует. Мол, что еще можно сделать с компьютером, который покушается на величайшую человеческую свободу и превращает в роботов даже маленьких детей? Ради войны с таким врагом можно заключить союз с самим дьяволом! Особенно если дьявол выглядит не как Осама бен Ладен, а как возглавляющая «неолуддитов» белокурая Бри (Кейт Мара).
Защитники «Превосходства» порой пишут, что это не столько футуристическое кино, сколько замаскированная под фантастику трогательная мелодрама – серьезная вариация на тему тех фильмов о зомби, где герой или героиня оживляют своих близких, а потом мирятся с любым их поведением, потому что не могут их «отпустить». Действительно, отношения Уилла и Эвелин – это самая глубокая и убедительная сюжетная линия фильма. Но лишь в сравнении, например, с отношениями Бри и героя Беттани, которые попросту абсурдны (вы бы стали по собственной воле помогать террористам, которые убили десятки ваших друзей и коллег?). Поскольку картина не концентрируется на двух главных героях, а растекается мыслию по древу, у Деппа и Холл слишком мало совместных сцен, чтобы выстроить сколь-нибудь сложную психологическую интригу, и все и в этом случае сводится к примитивному: «Я тебя люблю! Я без тебя не могу! Я тебя боюсь! Я готова тебя убить, но я также готова с тобой умереть!» И опять же – почему Эвелин не пытается повлиять на мужа? Почему она не старается его направить? Где создатели фильма видели решительных и предприимчивых жен, которые так себя ведут?!
А что же актерская игра, порой спасающая неудачные сценарии? Из всех звезд «Превосходства» можно похвалить лишь Холл и Мара, равно правдоподобных в своих образах. Джонни Депп же проводит почти весь фильм с одним напряженным выражением лица. Он выражает минимум эмоций, говорит почти что голосом робота, и его роль мог бы сыграть любой актер с умной физиономией. Пол Беттани, напротив, явно переигрывает. Ну, а Морган Фримен и Киллиан Мерфи (правительственный агент, курирующий разработку думающих компьютеров) просто присутствуют в кадре и произносят требуемые сюжетом реплики. Так что спасения не получается, и картина и в этом отношении разочаровывает. Что очень обидно – ее идеи можно было раскрыть куда увлекательнее и умнее, чем это сделали Фистер и сценарист-дебютант Джек Паглен.