Финальные выводы фильма получится принять далеко не у всех, но как представление «Самый лучший день» великолепен – прекрасные актеры, залихватский юмор, эффектные музыкальные номера
Финальные выводы фильма получится принять далеко не у всех, но как представление «Самый лучший день» великолепен – прекрасные актеры, залихватский юмор, эффектные музыкальные номера.
Петр Васютин (Дмитрий Нагиев) служит в ДПС и готовится к важному шагу в жизни – он сделал предложение своей девушке Оле (Юлия Александрова) и теперь должен официально сообщить о грядущей свадьбе своей строгой маме (Инна Чурикова). Но до семейного ужина все успевает измениться – в служебную машину Петра въезжает джип поддатой столичной звезды Алины (Ольга Серябкина), забравшейся в эту глухомань покупать дом для матери. Чтобы не куковать в особняке в одиночестве, она тащит за собой Васютина и подбивает его выпить, после чего тот уходит в загул и разврат, начисто забывая о невесте.
С момента появления «Горько» о Жоре Крыжовникове заговорили чуть ли не как о новом Гайдае или Данелии – авторе, который тонко чувствует юмор, менталитет и душу своего народа. Не все с этими титулами согласились, но выдающиеся кассовые сборы показали, что спрос на такое кино определенно есть, что привело к появлению сиквела «Горько» – чуть скомканного, но по-своему прекрасного. Тем не менее главной интригой были дальнейшие планы Крыжовникова – в какую сторону он двинется, когда завяжет с развеселой семейкой из Геленджика.
Безусловно, с «Самым лучшим днем» было бы странно ожидать чего-то принципиально отличного от того же «Горько», и во многом эти фильмы пересекаются, но кое-что, однако, изменилось. Все-таки одно дело, когда нас призывают «понять и простить» людей, которые ни в чем, по сути, не виноваты (они живут как умеют и искренне хотят «как лучше»), и другое – когда в центр сюжета попадает настоящая проблема: измена, вдобавок еще и отягощенная тягой всего мужского пола в фильме к алкоголю.
Да, это новогодняя романтическая комедия, которая по всем законам жанра должна закончиться хорошо, но финал, избранный Крыжовниковым, с одной стороны, обескураживает, а с другой – пугает: Васютин вроде бы искренне раскаивается, но так и не совершает ничего, что могло бы быть расценено как Поступок, к лучшему не меняется и, более того, задевает Олю даже своим примирительным жестом. Финальная мораль же одинаково беспросветна как для мужчин, так и для женщин: мол, что с этих мужиков взять, непутевые они и бестолковые, обнять да плакать, лишь бы не пили. Или хотя бы в очередной раз убедительно пообещали не пить, а «заначкой» в полосатом жезле пользовались только в исключительных случаях.
Избавиться от этого неприятного «осадочка» можно было бы всего лишь парой дополнительных сцен, в которых Васютин показал бы себя более самостоятельным, взрослым и волевым, и то, что Крыжовников предпочел обойтись без них, закончив фильм на внешне позитивной и сказочной, но подсознательно депрессивной ноте (почему-то кажется, что Петр и Оля повторят судьбу либо его, либо ее родителей, и это страшно и грустно), наводит на определенные мысли. В первую очередь, о том, что подлинная страсть постановщика – черная экзистенциальная тьма, в непроглядном омуте которой тонут слабые, но хорошие, по сути, люди.
В этой связи нельзя не отметить и то, как Крыжовников снимает музыкальные номера, которых в картине около полудюжины, и отдельно обращает на себя внимание, насколько разнятся два из них, по песням Михаила Боярского. Так, заключительный, по-индийски беззаботный и инфантильный танец а-ля «Миллионер из трущоб» под изнасилованную «болливудской» аранжировкой «Родную» мог бы снять кто угодно, при том что хватающий за душу, насыщенный сексом и какой-то неизбывной тоской эпизод с «Зеленоглазым такси» оказывается самым сильным в фильме – идейно, драматургически и визуально – и выглядит работой большого мастера.
Впрочем, если вынырнуть из экзистенциальных глубин, претензий к «Самому лучшему дню» у нас практически не останется. Это очень живое, динамичное, «дышащее», вдохновенное кино, авторы которого ловко сочетают сложные технические приемы (про снятый без склеек номер на I Will Survive не слышал, наверное, только глухой) с подкупающе простым и задорным «народным» юмором (ах, как хорош загул героев под «Мама Люба»!), а также аккуратно вплетают в преимущественно веселую историю тонкие, пронзительные нотки подлинно русской душевности.
А еще Крыжовников по-прежнему мощно работает с актерами – потому что в ансамбле «Самого лучшего дня» самым слабым звеном, как ни странно, оказывается Дмитрий Нагиев, и то только потому, что он «лепит» своего Васютина из обрывков прошлых ролей. Чудо как хороша в образе моральной террористки Инна Чурикова, молодцеват и харизматичен Михаил Боярский, потрясающе забавен Сергей Лавыгин, надрывна как струна Юлия Александрова. А главный сюрприз в том, как уверенно в эту заслуженную компанию вписалась дебютантка Ольга Серябкина (одна из солисток группы «Серебро»), метко и очень органично изобразившая избалованную, но трагически «недолюбленную» звезду с замашками Шамаханской царицы.
С 24 декабря в кино.