Композиторов, чьи работы много лет определяли бы лицо современного Голливуда, совсем немного, и 22 июня этот список стал короче на одну позицию. Мир покинул Джеймс Хорнер, человек, неоднократно получавший за свою музыку самые высокие награды
Хотя дебют Джеймса Хорнера случился еще в конце 70-х, настоящего успеха композитор добился лишь в 1982 году. Прорывной работой для него стала музыка, написанная к фантастическому боевику «Гнев Хана» франшизы «Звездный путь». После не слишком яркого первого фильма киновселенной «Стартрека» вторая картина наконец-то оправдала ожидания фанатов сериала. Не в последнюю очередь благодаря музыкальному сопровождению, плотному и по-настоящему космическому.
В начале своей карьеры Хорнер написал много музыкальных сочинений для фантастических фильмов. Возможно, композитор так и затерялся бы в просторах сай-фай-проектов, не пригласи его в свою компанию Уолтер Хилл, снимающий комедийный боевик «48 часов». В картине, где экшен перемешан с драмой, комедией и фривольными мужскими разговорами, нужный ритм выдержать совсем не просто, но Джеймс Хорнер справился с задачей на отлично! Один из лучших фильмов о преступниках и копах запомнился всем фанатам видео.
Еще один жанровый перелом в карьере Хорнера связан с «Коммандос» Марка Л. Лестера. Не слишком многословный экшен с участием Арнольда Шварценеггера никак не мог обойтись без плотного, двигающего действие вперед саунда – и одними взрывами и пальбой тут не отделаешься. В «Коммандос» Джеймс Хорнер проявил немало изобретательности, чтобы подчеркнуть не только боевитость героя Шварца, но и его отцовские чувства. Этим композитор зарекомендовал себя умелым творцом, способным даже самым несочетаемым ингредиентам придать законченный вид.
В середине 80-х в Голливуде произошла встреча, всю значимость которой мы можем оценить только сегодня, – Джеймс Хорнер познакомился со своим тезкой Джеймсом Кэмероном. Два экспериментатора, поклонника фантастики и боевиков очень скоро спелись и воплотили свою дружбу в знаковой для жанра космического хоррора картине «Чужие». За работу над музыкой к схватке человека и ксеноморфа Хорнер был номинирован на «Оскар» и «Золотой глобус». Джерри Голдсмита, автора музыки к «Чужому» Ридли Скотта, кстати, отметили только номинацией на «Глобус».
Но не «Чужими» едиными! В тот же год Хорнер был отмечен еще одной номинацией на «Оскар», теперь уже за работу над анимационной картиной «Американская история», где мышонок по имени Фивел совершает головокружительное путешествие из России в Америку. Признания добилась песня Somewhere Out There, принесшая Хорнеру две номинации на приз «Грэмми». Особой пикантности этой работе придает тот факт, что фильм снят по мотивам биографии американского композитора Ирвинга Берлина, так что Джеймсу удалось справиться не только с давлением зрительского и критического сообщества, но и с тяжестью авторитета признанного коллеги.
Следующим крупным успехом в карьере Джеймса Хорнера можно назвать работу с режиссером Филом Олденом Робинсоном над фэнтизийной мелодрамой «Поле чудес» с Кевином Костнером в главной роли. Картина претендовала на звание лучшего фильма по версии американских киноакадемиков, но приз не получила, как не был отмечен «Оскаром» и саундтрек к ленте от Джеймса Хорнера. Также лишь номинацией осталось упоминание альбома инструментальной музыки к фильму, претендовавшего на звание лучшего, написанного специально для кино и телевидения.
Незаслуженно практически забытая нашим зрителем историческая драма Эдварда Цвика стала отнюдь не первым, но одним из самых ярких погружений Джеймса Хорнера в историю Соединенных Штатов. Лента, повествующая о первом в истории США подразделении темнокожих солдат, сражавшемся на полях Гражданской войны, получила три «Оскара», которые, впрочем, не затронули работу композитора. Зато работу Хорнера отметили номинацией на «Золотой глобус» и премией «Грэмми» за музыку к картине.
Необычный фильм «Повелитель страниц», сочетающий игровое кино и анимацию, даже поклонники Маколея Калкина вряд ли вспомнят в числе первых пяти, приходящих на ум. Да, возможно, кино получилось несколько механическим и лишенным особенной детской атмосферы, но винить в этом можно лишь режиссеров. Джеймс Хорнер сработал над музыкой к картине блестяще, соединив рисованный и живой мир, а песня Whatever You Imagine, написанная для фильма на музыку Хорнера, претендовала на «Грэмми» в категории «лучшая оригинальная песня в кинофильме».
Сотрудничество с режиссером Эдвардом Цвиком для Джеймса Хорнера продолжилось в драме «Легенды осени», в очередной раз заставившей композитора погрузиться в трудоемкую работу с множеством персонажей, чередованием динамичных и меланхоличных сцен, с военными эпизодами и романтическими моментами. Американские киноакадемики отметили фильм лишь призом за лучшую операторскую работу, а вот вклад Хорнера был оценен комиссией «Золотого глобуса». Приз тогда композитору не достался, но номинация была вполне заслуженна.
Блистательная лента Мэла Гибсона «Храброе сердце» для Джеймса Хорнера стала настоящим испытанием. Ему, американцу до мозга костей, пришлось не просто погрузиться с головой в народную музыку британцев и шотландцев, композитору пришлось вплести исторические мотивы в современную музыкальную составляющую фильма так, чтобы у зрителей это не вызвало отторжения. Лента триумфально собрала пятерку «Оскаров», в том числе и в категории «лучший фильм», так что свою работу Хорнер может считать выполненной со знаком самого высшего качества.
Конкурентом «Храброму сердцу» Гибсона в борьбе за звание лучшего фильма в 1995 году стал «Аполлон 13», биографическая лента Рона Ховарда об одном из самых драматических эпизодов в истории покорения космоса американскими астронавтами. Как и в случае экранной борьбы за шотландскую независимость, в создании атмосферы тревоги на борту ракеты Джеймс Хорнер блистательно преуспел, но вновь был отмечен лишь номинацией на «Оскар».
Вершиной творчества Джеймса Хорнера стал «Титаник» Джеймса Кэмерона, блистательная мелодрама с небывалым размахом спецэффектов, покорившая кинотеатры всего мира. Даже если вы не помните ни одну музыкальную тему из кинофильма, песню в исполнении Селин Дион My Heart Will Go On мимо ушей в конце 90-х пропустить было невозможно, она играла из каждого утюга несколько лет. Только за нее одну Хорнер получил три приза «Грэмми», «Золотой глобус» и «Оскар», а ведь к этому букету добавились награды и за саундтрек к картине. Но сколько бы наград ни получил фильм, зрительская любовь, не угасающая до сих пор, перевешивает любое внимание критиков.
Семь раз писал Джеймс Хорнер музыку к фильмам Рона Ховарда, и о каждой из их совместных картин можно говорить часами, но зачем тратить слова там, где лучше всего наслаждаться звуком? В биографической драме «Игры разума» Хорнер своей музыкой одновременно разделил нормальное состояние героя Рассела Кроу и его видения и вложил конструкцию фильма в идеальную упаковку крепкой единой истории. Недаром фильм считается одним из лучших произведений о гениальном ученом – постичь его ум мы не можем, но с помощью музыки можем вместе с героем переживать его эмоции.
Еще одно длительное партнерство, на сей раз с Мэлом Гибсоном, в 2006 году обернулось блестящим историческим триллером «Апокалипсис». В этой картине на плечи композитора легла особенно тяжкая ноша – вся лента была сыграна на древнем языке индейцев майя, переведенном субтитрами, а значит, звуковое оформление не только играло фоновую роль, но и являлось полноценным средством общения ленты со зрителем. Интереснейшие находки Джеймса Хорнера для этой картины не получили должного внимания со стороны наградных комитетов, но зрители труд композитора оценили, атмосферу вокруг злоключений героев выстроил именно Хорнер.
Триумфатор 2009 года фантастический фильм Джеймса Кэмерона «Аватар» собрал такое количество призов, что их перечисление займет отдельный том в полнейшей энциклопедии кино. И награды, присужденные музыке Джеймса Хорнера, на этой полке золотых статуэток занимают не последнее место. «Аватар» был тем и прекрасен, что в нем соблюдался баланс игры актеров и спецэффектов, драмы и экшена, услады для глаз и ушей. Да, возможно, сегодня вы не сразу вспомните главную музыкальную тему фильма, но стоит зазвучать первым нотам, и память понесет вас по просторам Пандоры.
Джеймс Хорнер ушел в лучший мир, но его музыка осталась с нами. Осталась в старых фильмах, осталась в «Левше» Антуана Фукуа, последнем фильме, над которым совсем недавно закончил работу композитор. Наконец, наверняка мы услышим знакомые ноты в сиквелах «Аватара». Ведь эта музыка будет вечной…