Кинотеатральный маркетинг приучил зрителя к тому, что самую главную информацию о новой картине он должен получить из постера, трейлера и многочисленных фрагментов, обильно выкладываемых в сети и крутящихся на ТВ
Альфред Хичкок считается основоположником многих жанровых, стилистических и художественных приемов, поэтому ничуть не удивительно, что и в нашем сегодняшнем списке он появляется первым: неожиданная смерть героини Джанет Ли в «Психо» – классический пример шокирующего воздействия на зрителя, ожидающего от фильма совершенно иного хода. Несмотря на то что роль Мэрион Крэйн стала знаковой для Ли, ее в фильме катастрофически мало – фактически актриса служит приманкой зрителям, двигаясь по ее следу, они попадают в безумный мир Нормана Бэйтса. Сегодня шокирующий прием Хичкока уже не кажется опрометчивым или даже спорным – фильм стал классикой, сцена в душе цитируется и копируется в других фильмах как одна из самых узнаваемых в истории кино. Смелость автора изменила один из главных постулатов – в по-настоящему смелом кино никто не может чувствовать себя в безопасности. Даже звезды. Даже зрители.
Возможно, многим упоминание Стивена Сигала в «звездном» контексте покажется издевкой, но стоит помнить о том, что в конце 80-х – начале 90-х этот актер с весьма запоминающейся внешностью был кумиром миллионов поклонников экшен-фильмов. Потому и участие его в боевике «Приказано уничтожить» ни у кого не вызывало вопросов – вопросы возникли после внезапной смерти персонажа Сигала в самом начале фильма, и вопросы справедливые. Все дело в том, что перед премьерой постер фильма украшали два лица – и Курта Расселла, и Стивена Сигала, причем в равных пропорциях. Однако сыгранный Сигалом подполковник Тревис бесславно погиб на первых минутах, и это невероятно возмутило фанатов актера. После череды обращений студия предпочла дизайн афиши изменить и оставить на ней только Расселла. Зрители, впрочем, все равно остались недовольны, посчитав, что их кумир был выведен из состава оскорбительно нелепым образом. Трудно спорить, ведь подполковник буквально вылетел в трубу, хотя и сохранил привычное Сигалу героическое выражение лица.
Уэса Крейвена, ничуть не кривя душой, можно считать одним из наиболее значимых строителей жанра хорроров – он не только придумал множество классических сюжетных и стилистических ходов в «ужастиках», своим «Криком» Крэйвен деконструировал собственные правила и придал фильмам ужасов новое дыхание. В связи с этим нельзя не вспомнить открывающую сцену «Крика», ту, в которой погибает легкомысленная блондинка Кейси в исполнении Дрю Бэрримор. Действительно, до премьеры казалось, что Дрю станет главной звездой картины, ее имя как минимум было самым узнаваемым и весомым на афише, но Крэйвен решил иначе и не прогадал, шокирующее начало задает ленте атмосферу, не отпускающую до последнего кадра. Отметим, что все последующие части ленты открывались сценами неожиданных смертей, под нож пошли Джада Пинкетт Смит, Келли Резерфорд и Анна Пакуин, но гибель Бэрримор остается наиболее волнующей и шокирующей.
Как и ее мать, Джейми Ли Кертис неотрывно связана с одним из известнейших хорроров в истории кино – в общей сложности «Королева крика» снялась в шести сериях франшизы «Хэллоуин», но нас в контексте темы интересует пятое появление актрисы в фильме «Хэллоуин: Воскрешение». Одни источники говорят, что Джейми согласилась сняться в новой серии, только чтобы больше ее образом Лори Строуд никогда не беспокоили. Другие, наоборот, сообщают, что актрисе было предложено 30-секундное камео, которое она собственными стараниями расширила до полноценной открывающей фильм сцены. Как бы то ни было, но в выходных данных «Воскрешения» Джейми Ли Кертис по сей день числится ведущей актрисой. Стоит, впрочем, признать, что короткая сцена с участием Лори стоит всего остального фильма – в конце концов, она ломает стереотип о неуязвимости «последней девушки», а это важный жанровый канон, как ни кричи.
Хотя сам режиссер Кевин Смит и утверждает, что ничего подобного не задумывал, поклонники кино полагают, что автор «Девушки из Джерси» намеренно «убил» героиню Дженнифер Лопез в первые 15 минут фильма. Толчком тому якобы послужила крайне отрицательная реакция критиков и публики на предыдущий совместный фильм тогда еще супругов Бена Аффлека и Джей Ло – «Джильи», – и Смит решил повторно судьбу не испытывать. Сокращенное участие Лопез не помешало студии подавать «Девушку» как новую совместную работу тандема «Беннифер», хотя логичнее было говорить о совместной работе Аффлека с Лив Тайлер или Ракель Кастро, сыгравших соответственно новую подругу и дочь главного героя. Но нет, желание продюсеров использовать скандальную славу Лопез и Аффлека оказалось сильнее желания Смита убивать персонажей, с которыми он не знает, что делать.
Для тех, кто видел трейлер картины Стивена Содерберга «Заражение», смерть героини Гвинет Пэлтроу не должна была стать неожиданностью, но шок от того, что с ведущей актрисой лента расстается уже через десять минут после начала, испытали все. Зато в сочетании с последующей сценой, где персонаж Мэтта Деймона узнает о смерти жены, чрезвычайно эмоциональной и трогательной, «Заражение» с ходу демонстрирует нетривиальный подход – это кино не похоже ни на один другой фильм о глобальной эпидемии. Даже в компании с Дэймоном, Джудом Лоу, Лоуренсом Фишберном, Кейт Уинслет и Марион Котийяр Пэлтроу выглядела наиболее внушительно, но рука Содерберга не дрогнула, и зритель с самого начала понимает: кино будет особенным, а предсказать, кто доживет до финальных титров, будет сложно даже завзятым знатокам жанра. Так и получилось – режиссер без сожаления крошит свои персонажи не только здесь, но и в других фильмах.
Было бы опрометчивым говорить, что на сиквел комикс-боевика «Пипец» люди пошли только из-за того, что Николаса Кейджа в числе «взрослых» звезд фильма сменил Джим Керри, но согласитесь – участие знаменитого комика несколько меняет ожидания от картины. Да и трейлеры активно «продавали» Полковника Америку как хохмача и основного героя битвы между Добром и Злом. Что же в реальности получили зрители? Мало того что звездно-полосатого героя Керри буквально пополам сломала Маза-Раша, не дожидаясь даже экватора картины, так актер еще и поспешил вообще отмежеваться от ленты – мол, обманом его заманили, не сказали, что там будет кровь, кишки, мочилово. Не исключено, что инициатива скорее расправиться с Полковником исходила от самого актера, поздно сообразившего, в какой переплет он попал.
Исходя из трейлера, а пуще постера криминальной драмы «Место под соснами», у любого здравомыслящего человека сложится однозначное впечатление – Райан Гослинг играет в картине главную роль, а Ева Мендес и Брэдли Купер лишь обрамляют его выступление. Что ж, тем больнее был удар под дых, когда на исходе пятидесяти минут фильма мотогонщик Люк в исполнении Гослинга испустил дух. Предупреждения режиссера Дерека Сиенфрэнса о том, что его лента задумана как триптих, акцентирующийся на разных персонажах, действия не возымел – ранняя смерть героя Гослинга расстроила не только его поклонников, но и остальных зрителей. В защиту создателей фильма нужно сказать, что этот спорный ход серьезно поднял планку драматичности сюжета и придал трагизма всем остальным жизненным поворотам персонажей.
Карьера Брайана Крэнстона развивалась крайне неравномерно, до вполне зрелого возраста этот актер практически не был известен. Успех настиг его только с выходом на экраны сериала «Во все тяжкие», после чего Крэнстону начали поступать интересные предложения и из большого кино, но эффект первого появления «Уолтера Уайта» в кинотеатрах оказался смазанным – в «Годзилле» персонажа Крэнстона, к изумлению публики, умертвили в первые полчаса картины. Кончина доктора Броуди была сколь неожиданной, столь и неоправданной – в трейлерах Крэнстон выглядел ведущим актером, чьей миссией будет сопровождение зрителя через мир гигантских ящеров. Скорое расставание, кажется, шокировало и самого актера – в интервью Брайан назвал такой сюжетный поворот «неправильным» и «ошибочным». Интересно, что в одной из следующих полнометражных лент актера – «Могучие рейнджеры» – герой Крэнстона снова погиб еще до открывающих титров, правда, к финалу переродился в искусственный интеллект звездолета.
Поклонникам Рэйчел МакАдамс не позавидуешь – актрису бросает по картинам самого разного уровня и различных жанров сильнее, чем мечется кролик в свете автомобильных фар. Из драм она лихо перемещается в комедии, романтика в ее исполнении чередуется с пошлостью, а для перечисления экранных партнеров Рэйчел не хватит и страницы. Но даже равнодушные или ненавидящие МакАдамс зрители опешили, когда в драме «Левша» ее героиня уже на 20-й минуте получила пулю в живот. Смерть Морин напрасной не была, именно она запускает драматический механизм раскрытия персонажа Джейка Джилленхола, но от ощущения обмана избавиться было сложно – представьте себе, что у Рокки Бальбоа в первой половине первого фильма убили бы Эдриан! Скорый уход из кадра героини МакАдамс маркетинговое подразделение Weinstein Company ничуть не смутил – она как ни в чем ни бывало украшает постер фильма.