Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Подборки фильмов

20 лучших научно-фантастических сериалов

20 лучших, на наш взгляд, научно-фантастических сериалов последних десятилетий

Добавить в закладки
Мы из будущего!

Кадр из сериала «Красный карлик»

В отличие от многих наших «горячих десяток», эта двадцатка не ограничена американскими проектами. Поэтому ее открывает культовый британский ситком, действие которого развивается в далеком будущем – настолько далеком, что человечество к тому времени вымерло. Единственный человек, оставшейся во Вселенной, – это Дейв Листер (Крейг Чарльз), младший техник шахтерского корабля «Красный карлик», который случайно провел три миллиона лет в анабиозе. Теперь он бороздит просторы космоса в компании голограммы своего бывшего сослуживца, эксцентричного робота, разумного бортового компьютера и человекоподобного существа, эволюционировавшего из домашней кошки. Несмотря на их экзистенциальное одиночество, герои «Карлика» так весело проводят время, что зрители не хотят отпускать их с экрана, и сериал за время своего существования трижды возвращался на ТВ после длительных перерывов.  

Кадр из сериала "Третья планета от Солнца"

Сейчас мы знаем Джозефа Гордона-Левитта как серьезного драматического актера, часто появляющегося в блокбастерах. Начинал он, однако, как юная ситкомная звезда в сериале «Третья планета от солнца», где он играл самого старшего по возрасту и самого младшего по человеческой внешности из команды пришельцев, которые замаскировались под людей, чтобы жить среди них и изучать человечество. «Третья планета» не был первым юмористским сериалом об инопланетянах на Земле (вспомним, хотя бы, «Альфа»!), но он был из них самым умным и остроумным. И играли в нем такие уморительные актеры, как Джон Литгоу, Кристен Джонстон, Френч Стюарт и Уэйн Найт. Особенно зажигали Литгоу и Стюарт, игравшие, соответственно, самоуверенного главу экспедиции и чокнутого связиста с коммуникатором в голове.

Кадр из сериала "Лексс"

Немцы всегда славились как блестящие фармацевты, и это, похоже, здорово помогло создателям канадо-германского комедийно-фантастического шоу «Лексс». Потому что иначе как под тяжелыми наркотиками трудно было придумать столь восхитительно гротескный сериал о приключениях команды гигантского живого корабля, созданного как сильнейшее оружие во Вселенной (точнее, «в двух Вселенных»). Особым смыслом «Лексс» не отличался, но потрясающих дизайнерских решений, причудливых сюжетных поворотов и колоритных персонажей там было выше крыши. Плюс, никто не нес никому мир и счастье – все герои шоу были заточены либо на эгоизм, либо на убийства, либо на подавление и подчинение слабых. Приятный контраст с доброхотством большинства космических сериалов!

Кадр из сериала "Квантовый скачок"

Это американское шоу менее известно в России, чем прочие участники нашего хит-парада, но оно все равно заслуживает внимания благодаря его нестандартной сюжетной идее и колоссальному разнообразию серий. Главный герой «Скачка» – гениальный физик, который стал жертвой собственного научного эксперимента. Попытавшись переместиться во времени, Сэм Бекетт не просто переместился в прошлое, а заменил в нем другого человека, и теперь для всех окружающих он выглядит как этот самый человек. Мало того, проведя какое-то время в чужом облике, Сэм «прыгает» вновь – и так всякий раз, когда он меняет что-то к лучшему (например, спасает жену президента Кеннеди во время покушения в Далласе). При этом он никак не может вернуться в свое время и в свой облик. Зато он проживает самые захватывающие фрагменты чужих жизней, и его приключения редко похожи друг на друга.

Кадр из сериала "Терминатор: Битва за будущее"

Телесериал по мотивам киносаги о Терминаторе поклонники цикла ждали с замиранием сердца. Одни боялись, что шоу окажется лишь бледным подобием фильмов, другие надеялись, что сериал вдохнет новую жизнь в сагу, увядшую без Джеймса Кэмерона. В итоге, и те, и другие оказались неправы. «Битва за будущее» была закрыта всего после двух сезонов, когда ее рейтинги стали падать стремительным домкратом, и это убедило многих продюсеров в сомнительности инвестиций в новых «Терминаторов». Однако шоу при этом оказалось достаточно удачным – уж всяко более убедительным и занимательным, чем интересный только эффектами «Терминатор 3». В частности, Саммер Глау зажгла в роли «хорошего» Терминатора, а Лене Хиди, сыгравшей Сару Коннор, сериал проложил дорогу к роли Серсеи Ланнистер в «Игре престолов».  

Кадр из сериала "Торчвуд"

Недавний британский сериал «Торчвуд» – показательнейший пример шоу, убитого не студией и не рейтингами, а его собственными создателями. «Торчвуд» родился как «взрослое» ответвление «Доктора Кто», затрагивающее более скользкие темы и живописующее жизнь тайной британской организации, которая защищает королевство (и, порой, весь мир) от инопланетных и иновременных происков. Начавшись ни шатко, ни валко, «Торчвуд» ко второму сезону нащупал оптимальное соотношение серьезности и иронии и предложил зрителям колоритную команду персонажей во главе с пришельцем из далекого будущего Джеком Харкнессом. Но именно в тот момент, когда сериал набрал крейсерскую скорость, он начал одного за другим убивать главных героев, и смотреть «Торчвуд» стало попросту больно и неприятно. А жаль – ведь за время своего существования шоу успело рассказать несколько захватывающих историй.

Кадр из сериала "Андромеда"

Хотя в титрах «Андромеды» стояло имя Джина Родденберри, классик американского фантастического телевидения ко времени выхода шоу уже был несколько лет как мертв. Он не имел отношения ни к подбору персонажей, ни к согласованию сценариев, и его вклад ограничивался тем, что создатели шоу использовали сюжетные наработки Родденберри, не пошедшие дальше съемок в 1970-х двух пилотных серий. Поэтому поклонники мэтра считали «Андромеду» наглой эксплуатацией имени Родденберри, и они оценивали этот сериал о попытках объединить Вселенную будущего, раздробленную междоусобными войнами, строже, чем многие другие космические шоу. Поэтому «Андромеда» всегда была в тени более успешных представителей жанра. Тем не менее, это примечательная и достойная уважения эпопея – не особенно глубокая, но весьма занимательная. Также это шоу, прославившее харизматичную канадскую актрису Лексу Дойг, ныне постоянную участницу фантастических сериалов.

Кадр из сериала "Светлячок"

Привет, несчастный «Светлячок» – едва ли не самый яркий и известный сериал, убитый телеканалом в тот момент, когда зрители только начали только начали осознавать, какое отличное шоу им показывают. По идее, подобные шоу должны появляться только в хит-парадах телевизионных неудачников, но Джосс Уидон столь многое успел сделать в тринадцати снятых сериях (плюс кинофильм), что посмотреть «Светлячка» должен каждый уважающий себя любитель экранной фантастики. Как ради нестандартного сочетания вестерна с космической сагой, так и ради великолепных персонажей во главе с капитаном Мэлом Рейнольдсом. Сколько бы Натан Филлион ни играл другие роли, для своих поклонников (да и, кажется, для самого себя) он всегда будет капитаном Мэлом, ветераном проигранной войны и яростным борцом за право жить так, как ему заблагорассудится.

Кадр из фильма "Гостья из будущего"

Признаем честно – колоссальная, запредельная популярность «Гостьи из будущего» в СССР объяснялась тем, что нам попросту не с чем было сравнивать. Советские фантастические сериалы можно было пересчитать по пальцам, да и кинофантастики у нас было сравнительно немного, а о «Звездных войнах» мы знали лишь по ругательным упоминаниям в прессе. И все же, «Гостья», поставленная Павелом Арсеновым по книге Кира Булычева, была удачна не только по советскому, но и по гамбургскому счету. Завораживающее изображение будущего (несмотря на простенькие эффекты), увлекательный сюжет, превосходные актеры, редкая для фантастики душевность… И финальная песня «Прекрасное далеко», зажившая самостоятельной жизнью. Ну, а про Наташу Гусеву и говорить не стоит. Потрясающая кастинг-находка! 

Кадр из сериала "Грань"

В XXI веке в моду вошли шоу с гипертрофированно сложной мифологией, и «Грань» была одним из самых запутанных представителей этого стиля. Нужно было быть настоящим фанатом, чтобы не заблудиться в перемещениях между Вселенными, раздвоениях миров, головоломных заговорах, пришельцах из будущего и прочей тени на плетень, которую сценаристы «Грани» нагнали за пять сезонов. Но всякий раз, когда шоу было готово утонуть в болоте своих сюжетов, его спасали яркие актеры – прежде всего, Джон Ноубл в роли доктора Бишопа, гениального сумасшедшего ученого и консультанта отдела ФБР по расследованию дел за гранью обычного понимания. И когда сейчас огладываешься на «Грань», отчетливо осознаешь, что сериал хорош не наслоениями заговоров, а душевной семейственностью отношений между доктором Бишопом, его сыном и их коллегами-федералами. 

Кадр из сериала "Эврика"

Насколько мы можем об этом судить, создатели «Эврики» старались придумать увлекательное и веселое летнее шоу, и они не вкладывали в сериал о секретном городе, населенном гениями-изобретателями, никакого глубокого смысла. Однако этот глубокий смысл образовался сам собой. В отличие от большинства американских сериалов, где серьезные ученые изображаются либо безумцами, либо «ботанами», «Эврика» населена гениями буквально всех видов и размеров. Кому-то место в психушке, а кто-то патологически нормален. Кто-то выглядит как персонажи «Теории большого взрыва», а кто-то мужественен и красив. Кто-то дьявольски амбициозен, а кто-то хочет лишь сидеть в лаборатории и смотреть в микроскоп. Разнообразие вместо стереотипа, любовь к новым знаниям вместо страха перед ними (хотя эксперименты Эврики иногда выходят из-под контроля), восхитительная атмосфера города, где возможно все… Лишь немногие американские шоу столь убедительно рекламируют фундаментальную науку. В то время как та же «Теория» ее, что греха таить, принижает.

Кадр из сериала "Звездные врата: ЗВ-1"

Фантастический блокбастер 1994 года «Звездные врата» задумывался как первая часть кинотрилогии, но инвесторы предпочли вложиться в сиквел-телесериал. И правильно сделали. В то время как лента Роланда Эммериха была историей на крепкую тройку с плюсом, многосерийный формат позволил в мельчайших деталях исследовать вселенную, соединенную загадочными «звездными вратами» (устройствами, позволяющими мгновенно телепортироваться на огромные расстояния), и предложить публике грандиозную эпопею о противостоянии людей и их инопланетных союзников с галактическими захватчиками, выдающими себя за богов. Несмотря на определенные повествовательные недостатки и не всегда убедительные декорации и эффекты, «Звездные врата» стали самым продолжительным непрерывным фантастическим шоу в истории человечества (10 сезонов из 214 серий).

Кадр из сериала «Звездный путь: Следующее поколение»

Это слишком невероятно, чтобы быть правдой. Однако так оно и было на самом деле. В те годы, когда весь мир праздновал победу капитализма над советским строем, главным американским фантастическим шоу был сериал, герои которого гордо жили при коммунизме, без всяких там денег, акций и олигархов. Капитан «Энтерпрайза» (земного звездолета, исследующего далекий космос) понятия не имел, кто такая Алиса Селезнева, но если бы советскую героиню забросило на его корабль, она бы почувствовала себя там как дома. Одно это делает «Следующее поколение» (второй значимый сериал из цикла «Звездный путь») интересным для любого российского поклонника НФ. Но, конечно, у «Поколения» много других достоинств – занимательные сюжеты, яркие герои, космические войны, удачный баланс между драматизмом и оптимизмом… Недаром для многих американских фанатов фантастики это главное космическое шоу всех времен и народов.

Кадры из сериала «На краю Вселенной»

С каким бы восторгом американцы ни говорили о «Следующем поколении», они все же признают, что герои этого сериала слишком идеальны и слишком прекраснодушны. Это естественно для шоу, ориентированного на восторженных младших подростков, но зрители постарше предпочитают сериалы с более сложными и неоднозначными персонажами. И именно таких персонажей предлагает «На краю Вселенной» – сериал, в котором современный земной космонавт попадает в глубины Галактики и становится членом экипажа бывшего тюремного корабля, который пилотируют освободившиеся заключенные с разных планет. Смотреть такое шоу куда интереснее, чем «Следующее поколение», потому что подвоха можно ждать не только от злодеев, но и от героев. Особенно в первых сезонах, когда центральные персонажи еще не стали дружной семьей.

Кадрыиз сериала «Звездный путь: Дальний Космос 9»

Осознав, что в «Следующем поколении» перегнули палку с коммунизмом, идеализмом и всепобеждающей добротой, продюсеры цикла сделали сериал-ответвление «Дальний космос 9» более мрачным и глубоким. Действие нового шоу развивалось на космической станции, и среди его разношерстных персонажей было каждой твари по паре – коммунисты, капиталисты, религиозные фанатики, бывшие террористы, бывшие сотрудники тоталитарных спецслужб… И все они то враждовали, то искали общий язык, то противостояли инопланетным захватчикам. Хотя в «Дальнем космосе 9», в отличие от большинства «Звездных путей», герои лишь изредка исследовали Вселенную и открывали новые миры, сложные отношения персонажей и их хитроумные интриги сделали это шоу самым удачным во всем цикле. Даже несмотря на то, что капитан Сиско справедливо считается наименее харизматичным капитаном в истории «Путей».

Кадр из сериала "В поле зрения"

Мы старались собрать в этом хит-параде завершившиеся шоу, которые уже можно оценивать во всей их полноте. Но «В поле зрения» оказался одним из двух еще выходящих сериалов, которые мы не смогли проигнорировать. Конечно, шоу о тайной организации, пытающейся предотвращать предсказанные суперкомпьютером убийства, не столь грандиозно, как космические саги о далеком будущем. Но зато «В поле зрения» – не эскапистское шоу, а актуальный сериал о технологиях, которые уже существуют и которые в скором времени могут появиться. Живописуя захватывающие подвиги героев и их сражения со столь же таинственными противниками, сериал не устает спрашивать зрителей: «А вы понимаете, что ваша жизнь уже сейчас как на ладони у любого, кто может взломать закрытые базы данных и городские телекамеры?».

Кадр из сериала «Звездный крейсер Галактика»

У одного из лучших сериалов прошлого десятилетия были отличные шансы пробиться в тройку призеров. Драматичный сюжет, ярчайшие персонажи, психологическая глубина, тематическое разнообразие, впечатляющие спецэффекты… «Галактика» – космическая сага о людях, выживших после геноцида, который им устроили их создания-роботы, – достойна всех многочисленных похвал, которые обрушили на нее за время ее существования. Но, на наш вкус, последний сезон шоу получился не столь удачным, как три его предшественника. А когда в сериале всего четыре сезона, и когда шоу рассказывает последовательную историю, а не предлагает эпизодическое повествование, в котором лишь некоторые серии требуют их просмотра в определенном порядке, то финальный сбой – это достаточно существенный недостаток, чтобы оставить «Галактику» в шаге от пьедестала почета.

Кадр из сериала "Секретные материалы"

Есть что-то фарисейское в том, чтобы, упрекая «Звездный крейсер Галактика» в слабом финале, поставить выше этого шоу сериал, прославленный разительным падением качества в заключительных сезонах. Но, во-первых, «Секретные материалы» развалились позже, чем «Галактика», и это с ними случилось в тот момент, когда сериал уже себя художественно исчерпал, и когда он выходил по коммерческой инерции. А, во-вторых, если «Галактика» – это просто замечательный сериал, то шоу об агентах ФБР, расследующих загадочные происшествия и распутывающих заговор людей и инопланетян, – сериал не только великолепный, но еще и влиятельнейший. Многие шоу, вышедшие со времен запуска «Материалов», многим обязаны приключениям Малдеру и Скалли. Точнее, их создателю Крису Картеру, одновременно новатору и мастеру цитирования классики.

Кадр из сериала "Доктор Кто"

Самый успешный фантастический сериал в истории Британии, «Доктор Кто» появился на свет в 1963 году. Однако, фактически, можно говорить о двух разных шоу. Первое завершилось в 1989 году, и оно было преимущественно британским феноменом – занимательным и эксцентричным, но все же не настолько впечатляющим, чтобы покорять миллионы зрителей в других странах. Напротив, возрожденный в 2005 году «Доктор Кто» – это не только более убедительные эффекты, но и совершенно новый уровень повествования, изобретательности, актерской игры и драматизма. Это уже не британский семейный полутрэш, а сериал, достойный второго места в престижнейшем перечне фантастических шоу. Спасибо «перезарузчикам» Расселлу Т. Дейвису и Стивену Моффату!

Кадр из сериала «Вавилон 5»

Лучший из лучших, интереснейший из интереснейших, эпичнейший из эпичнейших. «Вавилон-5» – это жемчужина мирового телевидения. Да, он не идеален, и наша любовь к нему отчасти объясняется тем, что он был первым подобным шоу, широко показанным в нашей стране. Но, даже сняв розовые очки, мы видим, что он сильнее его главного современника-конкурента «Дальний космос 9» (в обоих шоу действие развивается на космических станциях, и в свое время было много споров о том, кто у кого украл дубинку), и что это сериал потрясающего уровня и размаха. Который, в отличие от «Дальнего космоса 9» и «Космического крейсера Галактика», был создан с нуля, без опоры на ранее созданные фантастические шоу. Так что нет Бога, кроме Дж. Майкла Стражински, и «Вавилон-5» – это Слово Его, которое фанаты жанра должны знать наизусть и во всех мелочах. Особенно если они живут в России, где «Вавилон-5» был куда популярнее «Звездного пути».

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?