Премьера трейлера анимационной ленты «Миньоны» не то чтобы открыла страшную тайну, но еще раз утвердила мысль: фильм о маленьких желтых существах из вселенной «Гадкого Я» зрители ждут с гораздо большим интересом, чем собственно продолжение приключений Грю
Это сегодня экранизации комиксов стали настолько популярны и любимы зрителями, что кинотеатры ломятся, даже если фильм рассказывает о говорящем еноте и почти не говорящем дереве. А ведь каких-то 30 лет назад все было совсем иначе – супергерои были узниками телеформата, а в большое кино пробивались с трудом лишь лучшие из них. Два фильма Ричарда Доннера о Супермене, казалось, растопили лед между кинозрителями и мужчинами в трико, но успех оказался мимолетным – триквел резко потерял в качестве, а оживление интереса путем запуска персонального фильма о Супергерл оказалось провалом. Причин «взлететь» у «Супергерл» было множество, не последнюю роль здесь должны были сыграть занятые в фильме актеры: Фэй Данауэй, Питер О’Тул, Миа Фэрроу, но, увы, картина оказалась столь беспомощной сюжетно и визуально, что поклонники комиксов сочли ее насмешкой и предали вечной анафеме, такой сильной, что женские персонажи комиксов до сих пор чувствуют себя неуютно на экране.
Вселенная «Звездных войн» Джорджа Лукаса оказалась такой плодородной почвой, что собирать с нее сладкие плоды и выкорчевывать сорняки приходится по сей день, да и на будущее у Disney припасено много интересного. Однако первые попытки вырваться за пределы отношений Люк-Лея-Хан были совсем не столь однозначны. «Приключения эвоков» увидели свет на волне фантастического успеха последнего фильма первой трилогии «Звездных войн», но даже сам Лукас отдавал себе отчет в том, что «Эвокам» рановато на большой экран – у режиссера Джона Корти получился крепкий, но все-таки довольно средненький детский фильм, который вряд ли мог удовлетворить жажду новых приключений у поклонников джедаев. Тихой сапой «Приключения эвоков» вышли на ТВ, получили еще более скромный сиквел, переметнулись в анимацию и были благополучно забыты и авторами, и зрителями.
«Вильям наш Шекспир» оставил потомком множество первоклассных произведений, интерес к новым и новым интерпретациям которых в театре и кино не ослабевает уже четыре сотни лет. Современный кинематограф делал несколько попыток взглянуть на шекспировское наследие иначе – из «Ромео и Джульетты» делали мюзикл, из «Кориолана» военную драму, из «Много шума из ничего» получилась миленькая современная мелодрама. Но все это езда по старым колеям. А вот Том Стоппард Шекспира использует лишь как трамплин. Взяв за основу события «Гамлета», Стоппард сперва написал пьесу, а затем и экранизировал собственное сочинение о приятелях принца датского «Розенкранц и Гильденштерн мертвы». Фильм не может тягаться с шекспировским источником в универсальности и глубине, но вполне может увлечь любителей экранного абсурда, сатиры и английского юмора.
Картина Стюарта Бэрда «Служители закона» «болтается» где-то между сиквелом и спин-оффом, так и не определившись, хочет ли фильм быть самостоятельным произведением или желает остаться в тени «большого брата». Большим братом является, конечно же, знаменитый триллер «Беглец» с Харрисоном Фордом в главной роли. За хирургом, ложно обвиненном в убийстве жены, там следует детектив в исполнении Томми Ли Джонса, и сцены противостояния двух ярких героев стали украшением картины. Увы, «Служители закона» в этом отношении «Беглецу» проигрывают – Уэсли Снайпсдалеко не Форд, а настоящая человеческая драма обвинения в убийстве оборачивается довольно предсказуемым и не слишком изобретательным боевиком.
Советское кино столь плотно иногда переплетало своих любимых персонажей, что понять, где чье продолжение, было решительно невозможно – знаменитый Шурик гулял из фильма в фильм, пересекавшиеся с ним Трус, Балбес и Бывалый легко меняли съемочные площадки, все это путало и веселило одновременно. Новое время – новые правила, в 2000-х в России появилось что-то близкое к понятию спин-офф, и выросло это «что-то» из главного фильма эпохи – «Брата» Алексея Балабанова. В начале XXI века Сергея Бодрова-младшего сложно было представить в каком-то ином обличии, нежели в образе Данилы Багрова, героя своего времени. Этим Бодров смело воспользовался в своем режиссерском дебюте, драме «Сестры». Девочки-подростки, конечно, в фильме главные, но кем бы они были без символа времени – неназванного, но вполне очевидно узнаваемого.
Пожалуй, одним из самых примечательных ответвлений от большой кинофраншизы стал персональный фильм о наемнике Метаесе, герое небольшого исторического экскурса в завязке фильма «Мумия возвращается». Дуэйн Джонсон выглядел столь внушительно в образе египетского воина, одинаково резво разделывающегося как с соперниками-людьми, так и с мистической нечистью, что отказываться от такого героя нельзя было никак. Стивен Соммерс, автор «Мумии», передал бразды правления постановщику Чаку Расселлу, который студийных боссов не подвел – «Царь скорпионов» собрал 160 миллионов долларов в прокате. Картина получила два сиквела, которые без «Скалы», правда, ничего особенного из себя уже не представляли.
В 1991 году Тим Бертон подарил миру одну из самых ярких комикс-киногероинь – Женщину-кошку, роль которой в картине «Бэтмен возвращается» исполнила очаровательная Мишель Пфайффер. Восхитительный образ так и просился в отдельный фильм, тем более что последующие ленты о Бэтмене, мягко говоря, до уровня бертоновских не дотягивали. Увы, десять лет ожидания привели к удручающему результату. Вместо Пфайффер в латекс авторы затянули Хэлли Берри, у руля поставили француза Питофа, а главной интригой сюжета стала битва за косметические кремы. Сто миллионов долларов бюджета маркетинг увеличил еще на треть, но мировой прокат вернул лишь 80 миллионов – более ощутимого пинка кошки не получали никогда. Для Питофа фильм стал финишем карьеры в Голливуде, а Берри выручил только долгосрочный контракт с франшизой «Людей Икс».
Еще один не самый удачный пример воплощения женского комикс-персонажа на экране – «Электра», спин-офф вышедшего чуть ранее «Сорвиголовы» Марка Стивена Джонсона. «Сорвиголове» пришлось непросто – картину исполосовали на этапе финального монтажа, Бен Аффлек, исполнивший в фильме главную роль, переживал не лучший этап в жизни, в итоге фильм не дал той отдачи, на которую рассчитывали продюсеры. Впрочем, и ставка на переход к «Электре» не сыграла – Дженнифер Гарнер оказалась совсем не той женщиной, что может бороться за внимание зрителя в боевых сценах. Заметно уступающий в качестве, проработке сценария и актерских работах даже «Сорвиголове» спин-офф бесславно потонул в прокате в гневных откликах зрителей и разгромных статьях критиков.
С момента выхода на экраны фильма «Люди Икс» среди поклонников комикса и картины пошли разговоры о том, что многие из персонажей, задействованных в обширной вселенной мутантов, заслуживают персональных лент. Среди претендентов на собственный фильм числились и Магнето, и Профессор Ксавье, и Циклоп, и, безусловно, Росомаха – один из любимейших комикс-героев нескольких поколений. В результате пока только последний получил спин-офф и вполне успешно выданным авансом воспользовался. Режиссеру Гэвину Худу пришлось выслушать в свой адрес много неласковых слов, но 370 миллионов кассовых сборов дают ему право всех недоброжелателей посылать на… на другие сеансы. А Росомаха живет и процветает, за ним числится еще один персональный фильм, да и в Людях Икс нового поколения он играет не последнюю роль.
Вы обратили внимание, что комедии до сего момента в нашем списке не встречались? Нет, конечно, спин-оффы в жанре случались, взять тот же «Американский пирог», который с четвертого фильма франшизы пошел резко в сторону, но каких-то прорывных, а главное, смешных вещей на ниве юмора не происходило. Все изменил Джадд Апатоу сразу несколькими своими лентами. Первым тандемом оригинал/спин-офф стала пара «В пролете» и «Побег из Вегаса». В первом рок-звезда Альдус Сноу лишь слегка подействовал на нервы главным героям картины, во втором персонаж Расселла Брэнда выбрался уже на самый что ни на есть первый план. К всеобщей радости зрителей, надо сказать. Апатоу «Побегом» заработал множество критических стрел в свой адрес, но спорить с тем, что Альдус – один из самых крутых киномузыкантов и вполне заслуживает собственный фильм, грешно.
Судьба «Мачете» несколько отличается от других спин-оффов – картина «выросла» из фальшивого трейлера, который Роберт Родригес и Квентин Тарантино наснимали для своего киноэксперимента «Грайндхаус». Суровый мексиканский воин с лицом Дэнни Трэхо и огромным ножом в руке впечатлил искушенных зрителей, которые буквально завалили Родригеса просьбами снять фильм о колоритном воителе. Родригес согласился и снял свое, пожалуй, самое глупое кино, но оно наполнено столькими фанатскими штучками, такой энергетикой вперемешку с подростковой непосредственностью, что ругать «Мачете» нет никаких сил. Для ленты подобного уровня притязаний и масштабов постановки фильм Родригеса получил на удивление неплохие отклики зрителей и критическую прессу. Деваться было некуда – Мачете вернулся через три года, но его время уже ушло…
На самом деле спин-оффы в анимации – дело отнюдь не уникальное, особенно это заметно по телевизионным анимационным сериалам, там герои ответвляются в свободное плавание постоянно. В полнометражном анимационном кино ситуация несколько другая, рисковать франшизой ради одного героя здесь никто не торопится, если только… Если только это не очаровательный рыжий котик, который огромными глазами, наполненными слезами, смотрит на вас с умоляющим видом. Создатели «Шрека» рискнули и дали зеленый свет второстепенному герою одной из серий о похождениях огра и получили восторженный прием со стороны зрителей всех возрастов – «Кот в сапогах» легко преодолел планку в полмиллиарда долларов кассовых сборов и уже засматривается на сиквел.
Деньги есть, идеи есть, зрители требуют продолжения, франшиза буксует, а главная звезда уперлась и ни в какую не хочет продолжать сниматься – что делать студии в таком случае? Не слишком изобретательные боссы просто сменили бы зарвавшегося актера и продолжили киносериал, но Universal в случае с борнианой и Мэттом Дэймоном поступила благоразумнее. Джейсон Борн, универсальное живое оружие американской военщины, не может появиться на экране в привычном облике Дэймона? Да и бог с ним – есть в «Тредстоуне» и другие бойцы с не менее каменными выражениями лиц и не уступающие Борну в умении владеть оружием. Главным героем спин-оффа борнианы – «Эволюции Борна» – стал коллега Джейсона Аарон Кросс, которого сыграл Джереми Реннер. Ирония судьбы заключается в том, что успех «Эволюции» «растормошил» Дэймона, и актер согласился снова принять участие в фильме о Борне.
А вот и еще одна картина Джадда Апатоу, которая выросла из другого фильма. Прародительницей комедии «Любовь по-взрослому» стала лента того же Апатоу 2007 года «Немножко беременна». Апатоу не захотел напрямую продолжать историю, разыгранную Сетом Рогеном и Кэтрин Хейгл, а обратился к второстепенным персонажам «Беременной» – семейной паре Питу и Дэбби, роли которых сыграли Пол Радд и Лесли Манн. Ход получился вполне удачным, ведь парочка выглядела в предыдущем фильме вполне успешной, а потому проблема преодоления кризиса среднего возраста на ее примере смотрится гораздо ярче. А главное – герои получились действительно узнаваемыми и похожими на реальных людей, в отличие от тех же Бена и Элисон из «Немножко беременной».
Анимационный детский аттракцион «Самолеты» можно считать последователем диснеевских «Тачек», а можно воспринимать самостоятельной творческой единицей. Во всяком случае сами авторы характеризуют картину припиской «В небе, под которым живут “Тачки”», и схожесть героев сложно не заметить. Особенно по душе такое расширение просторов действия пришлось детям – «Самолеты» хоть и не имели такой поддержки, как пиксаровские машинки, но получили в прокате вполне заслуженные 200 миллионов долларов, а следом за этим и продолжение. Самолетик Дасти не стал столь же популярным героем, как Молния МакКуин, но детство уходит так быстро – поклонники «Тачек 2» к моменту выхода третьего фильма уже начнут смотреть совсем другое кино, а с «Самолетами» их юные годы продлятся на дополнительные 90 минут кинотеатрального хронометража.