Великая сила искусства заключается в том, что, погрузившись в произведение мастера, мы можем без особого труда перенестись в такое место, где по-иному оказаться невозможно, и пережить те ощущения, которых в обычной жизни лишены
В мире, где бессонница творит с главным героем чудеса, сложно понять, что с Рассказчиком, главным героем финчеровского «Бойцовского клуба», происходит на самом деле, а что всего лишь грезится. Даже самые страшные свои мысли персонаж Эдварда Нортона умеет показать так, что зритель лишь открывает в удивлении рот. Вот и очередной перелет лишь в мечтах Рассказчика заканчивается страшным столкновением на высоте – на деле его ждут привычные «рыба или курица», «пристегните ремни» и «спасибо, что летели нашей авиакомпанией».
Свой самолет Барни Росс, лидер команды наемников из «Неудержимых», любит, пожалуй, больше, чем что-либо еще в этой жизни. Однако и с ним он с готовностью расстается, когда нужно спасти жизни заложников. Трилогия «Неудержимые» полна запоминающихся сцен, но полеты на самолете в этих фильмах всегда заслуживают отдельных слов похвалы. Конечно, вертолеты и самолеты и раньше влетали в пещеры и тоннели, но на такой крупной машине, да еще и нашпигованной взрывчаткой и оружием, в крохотный проход мог протиснуться только Сильвестр Сталлоне.
Грандиозная драма Мартина Скорсезе о судьбе изобретателя и кинорежиссера Говарда Хьюза не получила бы название «Авиатор», если хотя бы скромная часть картины не переносила бы зрителя в воздух. А какие изобретения, эксперименты и новаторские ходы без риска и опасности погибнуть? Хьюз за свою жизнь неоднократно находился на грани смерти, и наиболее показательным эпизодом на этом опасном пути стало испытание одного из самолетов, за штурвалом которого находился миллионер. Почувствуйте себя участником экстренной посадки прямо в жилой квартал вместе с героем Леонардо Ди Каприо.
Чем больше человечество летает, тем более безопасными становятся полеты – возможно, скоро авиакатастрофы станут лишь частью экстремальных развлечений в виртуальном мире, как это показано в российском фантастическом триллере «Мафия: Игра на выживание». Сарика Андреасяна можно ругать за что угодно, но только не за смелость и тягу к экспериментам – без стремления все попробовать самому эпизод с крушением огромного лайнера не появился бы даже в сценарии. Но он есть и снят на очень высоком уровне. На большом экране аж дух захватывает.
Режиссер Жауме Кольет-Серра – мастер напряженного триллера, заточить своих героев в стальной корпус воздушного судна и отправить решать вопросы жизни и смерти на высоту в тысячи метров – это в его духе. Главный герой фильма исполняет обязанности представителя закона на борту межконтинентального лайнера, но очередной полет оказывается смертельно опасным не только для пассажиров, но и для него самого. Финал перелета в Европу ожидаемо превратится в напряженную посадку аварийного самолета, но воздушный маршал не перестанет выполнять свой долг даже тогда, когда лайнер потеряет крылья и обшивку.
Картина Фрэнка Маршалла «Живые» основана на печально известной катастрофе, произошедшей над Андами в 1972 году, когда после падения самолета на труднодоступном перевале группа из нескольких уцелевших провела в снегах 71 день в ожидании спасения. Красочная сцена крушения здесь является лишь завязкой действия – из 33 человек, выбравшихся из рухнувшего в снег самолета, до возвращения в цивилизацию дожили только 16.
Энергичная «Война миров Z» Марка Форстера охватывает столь обширную географию мест действия, что перемещаться между локациями героям приходится то на вертолетах, то на самолетах. Полет в британский Кардифф завершается для персонажа Брэда Питта страшным инцидентом на борту – в схватке с зомби происходит разгерметизация салона, а вышвырнутые потоком воздуха тела разрушают двигатель лайнера. Выжить в такой переделке – само по себе чудо!
Чудесное спасение в страшной авиакатастрофе – что это? Пожизненная фобия, не позволяющая взойти на борт самолета? Еженощные кошмары падения? Горечь от потери близких и невозможности вернуть душевное спокойствие? Или знак свыше, сигнал к тому, что у тебя появился второй шанс? Герой картины Питера Уира «Бесстрашный», сыгранный Джеффом Бриджесом, относится к факту своего чудесного спасения с легким цинизмом – многие ли могут похвастать таким жизненным опытом? Катастрофа стала ярчайшим событием в жизни Макса, так тоже бывает.
У супергероев не бывает выходных, Джон МакЛейн, знаменитый «Крепкий орешек», даже в Рождество отдыхает редко. Очередной зимний праздник застал его в аэропорту Даллеса, где герой Брюса Уиллиса ожидает прилета рейса своей жены, но планы МакЛейна рушатся, когда группа террористов берет управление воздушными воротами в свои руки. Демонстрируя серьезность своих требований, злодеи намеренно «сажают» один из пассажирских самолетов «мимо» взлетной полосы. Джон торопится предупредить пилотов о смертельной опасности, но тщетно…
Мы намеренно отказались от включения в топ российского «Экипажа» Николая Лебедева, иначе нам пришлось бы выкладывать не фрагмент, а фильм почти целиком. Зато мимо его прародителя авторства Александра Митты пройти никак невозможно. Жители огромной страны, широко распахнув глаза, смотрели на удивительные сцены второй серии знаменитого фильма. Взлет, происшествия в полете – все это заставляло замирать сердце. Но финал превзошел по драматизму все, что было показано раньше, посадка с оторвавшимся хвостом – такое даже не в каждом современном фильме увидишь, а тут лента почти сорокалетней давности.
Знать о надвигающейся катастрофе и не иметь возможности ее предотвратить или уменьшить число жертв – что может быть страшнее? Герой фантастического фильма Алекса Пройаса «Знамение», расшифровав, казалось бы, бессмысленный набор цифр, может предугадать катастрофу, но не успевает ее предотвратить. На его глазах происходит крушение лайнера, в котором гибнут десятки пассажиров, а все попытки то-то изменить ни к чему не приводят. Пожелать такое можно только Николасу Кейджу, да и того жалко.
Сразу и не скажешь, что лучше – рухнуть с небес на куда более мягкую и приветливую воду, но вдали от людей, или на жесткий грунт возле очагов цивилизации. В любом случае у героя фильма «Изгой» особенного выбора не было – проблемы с погодой и неполадки с управлением самолетом застигли их над морем тогда, когда земля была слишком далеко. Транспортный борт рухнул в воду, и выжить после этого падения удалось только Чаку Ноланду, инспектору службы доставки. Однако выжить в авиакатастрофе – лишь первое его испытание, впереди четыре года «робинзонады» на клочке суши посреди Тихого океана.
Джо Карнахан – мастер постановки масштабного экшена, но в случае со «Схваткой» режиссеру хотелось сделать камерную историю противостояния человека судьбе и природе. Но не удержался Карнахан, снял-таки в завязке картины великолепную сцену крушения небольшого самолета, перевозящего буровиков из отдаленного района Аляски. Ужас крушения в данном случае кроется еще и в том, что у выживших после падения шансы минимальны – добраться до цивилизации не дадут мороз и волки.
Если Клинт Иствуд в своем «Чуде на Гудзоне» воспроизвел события с нью-йоркским рейсом с точностью маньяка, то большой фантазер Роберт Земекис в «Экипаже» лишь оттолкнулся от подвига Чесли Саллинбергера и отправился в независимый полет. Его фильм открывается грандиозной сценой аварийной посадки самолета, перевернутого вверх шасси. Истории авиации подобные случаи известны, но не в таких масштабах и исполненные не такими воздушными судами. Но разве Земекиса это может остановить? Он всегда был мастером задавать вопрос: «А что если?..»
Классическая картина с открывающей сценой, ставшей образцом для многих последователей: с места в карьер без жалости к персонажам и зрителям Джеймс Вонг устраивает грандиозное крушение авиалайнера в первые же пять минут фильма. Поездка в Париж для группы американских школьников заканчивается в аэропорту из-за истерики Алекса Браунинга, которому за несколько минут до вылета «привиделась» страшная авария, погубившая жизни сотни человек. Но, сойдя с трапа обреченного самолета, удастся ли вам обмануть старуху с косой?