Если кто-то все еще считает, что на современное кино зритель повлиять никак не может, ему стоит поинтересоваться практикой тестовых показов и фокус-групп, распространенных не только в Голливуде, но и в России
Трудно поверить, что после восхитительного «Гражданина Кейна» Орсон Уэллс может столкнуться с проблемами в постановке следующей картины, однако второй фильм дался режиссеру очень большой кровью. «Великолепие Амберсонов» оказалось под ударом студийных боссов после того, как на тестовых показах зрители отозвались о ленте как о пессимистичном, грубом и крайне тягостном зрелище. «В эти тяжелые дни нам не нужны негативные эмоции», – отозвался на ленту один из тестеров. Продюсеры в спешке передали пленки в другие руки, и «Амберсоны» были частично пересняты, ленте был добавлен хеппи-энд. Самое страшное в этой истории то, что оригинальные кадры, сделанные Уэллсом, со временем были утрачены, хотя они тоже вызывают интерес, ведь кроме отрицательных отзывов в архиве студии сохранился и такой: «Это лучшая картина, которую я когда-либо видел…»
Как и Орсон Уэллс, Билли Уайлдер заслужил в Голливуде культовый статус, но и ему тоже приходилось сталкиваться с сопротивлением продюсеров, студий и зрителей. Один из самых значимых его фильмов был серьезно исправлен после тестовых просмотров, мы говорим о знаменитом «Бульваре Сансет». Как вы, должно быть, помните, фильм открывает сцена с плавающим в бассейне телом, на фоне которого закадровый голос начинает рассказ о событиях, приведших к гибели Гиллиса. В оригинале Уайлдер начинал свой фильм несколько иначе – труп героя свою историю рассказывал сам, да не кому-нибудь, а «соседям» по моргу. Увы, сцена с говорящими мертвецами вызвала хохот у неизвестной женщины на тестовом просмотре, а студия не могла начинать нуар с эпизода, на котором допустим смех, пусть и одиночный. В итоге начало ленты пересняли, и мир получил одну из самых известных открывающих сцен в кино.
Пожалуй, самый известный и самый печальный пример того, во что может превратить кино ориентация на мнение зрителей, – случай с «Бегущим по лезвию» Ридли Скотта. Его кромсали столько раз, что в какой-то момент существовала серьезная угроза тому, увидит ли мир когда-нибудь подлинную режиссерскую задумку, или нам суждено будет вечно лицезреть суккубы и гомункулы, рожденные желанием студии угодить непритязательному зрителю. Сам Харрисон Форд вспоминает, в какой ужас он пришел, когда ему пришлось просмотреть одну из версий фильма, сотканную по пожеланиям тест-групп, во время озвучания – мало того что лента теряла смысл, концовка в ней противоречила всему показанному вначале. Благо, исходные материалы сохранились и «Бегущему» со временем был возвращен первозданный вид.
Сегодня сложно представить себе Стивена Спилберга прогибающимся под напором студии, а вот в 1982 году такое еще вполне было возможно, и случился подобный «прогиб» с одним из самых известных фильмов данного режиссера – «Инопланетянином». Не представлявший себе «мимимишных» контактов с пришельцами Спилберг видел концовку «Инопланетянина» трагической – E.T. должен был остаться брошенным на Земле и умереть. Это несколько обеспокоило зрителей на тестовых просмотрах, люди отказывались верить в мрачность финала отношений детей и пришельца. Студия Universal прикинула свои имиджевые потери от рек слез, которыми подростки зальют кинотеатры, и сдала назад. Впрочем, Спилберг нашел выход: как вы помните, инопланетянин у него умирает-таки, пусть и на время (тем самым породив аллюзию с Иисусом). Мастер, что уж говорить.
Только с четвертьвековой высоты мы можем оценить, насколько пророческим оказался фильм Майкла Леманна «Смертельное влечение». В 1988 году никто еще и слыхом не слыхивал о волне насилия в американских школах, о грядущих страшных трагедиях в учебных заведениях, авторы лишь фантазировали на тему, куда может привести нигилизм и максимализм подростков, причем делали они это в формате «черной комедии» с несколькими трупами. А ведь не все зрители видели оригинальный вариант картины, в прокат вышла версия, существенно сглаженная студией после тестов. По задумке Леманна в финале Вероника примеряет бомбу на себя, и хотя смерть ее не показывают, участь ее понятна. Альтернативная концовка стала доступна только после выхода ленты на DVD, но интереса для широкого зрителя уже не представляла, ведь «подцензурный вариант» в прокате провалился.
Даже боимся представить себе мир, который был бы выстроен людьми, воспитанными не на романтической сказке «Красотка» Гэрри Маршалла, а не ее темном отражении, которое изначально задумывалось авторами. Первоначальный сценарий главного ромкома 90-х не подразумевал хеппи-энда, герой Ричарда Гира должен был, как и положено его персонажу, просто выкинуть Вивьен из своего лимузина обратно на улицу к наркоманам и проституткам. Но отчеты по тестовым просмотрам изменили концепцию – люди просто не хотели верить в то, что красивая женщина может лишиться счастья, любви и успеха. К счастью, Маршалл был готов к подобному исходу и уже снимал альтернативный вариант. Его-то мы и знаем как один из лучших фильмов о любви на все времена.
Двадцать лет после выхода «Армии тьмы» Брюс Кэмпбелл не может превзойти свой главный хит – роль Эша в «Армии тьмы», заключительной части трилогии «Зловещие мертвецы». И это ничуть не удивительно, лента получилась действительно классной – изобретательной, энергичной, дерзкой и юморной. И хотя создатели картины Сэм Рэйми и сам Кэмпбелл желали придать ей в финале мрачное послевкусие, зрители тестовых просмотров этому воспротивились. Альтернативный авторский финал можно увидеть в Интернете, в нем Эш не возвращается в наше время, а чуть «перелетает» в будущее, в постапокалиптическую Англию. Под давлением студии Рейми финал переснял, посмотрим, насколько смелым режиссер окажется в концовке первого сезона телепродолжения «Армии».
Грустная концовка – одна из самых распространенных причин негативной оценки будущей картины тестовыми зрителями. Чем отличаются две концовки, можно легко оценить в случае «Побега из Шоушенка», фильма, признанного лучшим крупнейшим интернет-сообществом портала IMDb. Книга, да и сценарий фильма не показывают, а лишь подразумевают встречу Энди и Рэда, но для тех, кто присутствовал на специальном скрин-тесте, этого оказалось недостаточно, и студия потребовала от Фрэнка Дэрабонта проартикулировать финал более отчетливо. Не слишком конфликтный режиссер согласился, но подлинных поклонников своего фильма честно предупредил – за пару минут да финала не забудьте выключить телевизор.
Можно ли представить себе что-то более нелепое, чем хеппи-энд в фильме ужасов? Конечно, главная героиня (особенно если она девственница) часто успевает в последний момент пырнуть маньяка ножом и сбежать, но и это отнюдь не гарантирует ей спасения. Нил Маршалл в своем «Спуске» выхода не видел, его главная героиня должна была лишь обмануться – пробраться по узким ходам и увильнуть от монстров только для того, чтобы почти перед выходом на поверхность оказаться в самом их логове. Такой сверхбезнадежный финал оказался не по вкусу тестовой аудитории, а студия мягко попросила режиссера дать задний ход. Маршалл не стал особенно противиться и скроил концовку таким образом, чтобы удовлетворены были любители и счастливых спасений, и мрачных финалов.
Жозе Падилья выплакал все глаза, рассказывая о том, как студия корректировала каждый его шаг во время съемок «Робокопа», внося свои правки не только в сценарий, но и во внешний вид персонажей. Одним из крупнейших камней преткновения между автором и его работодателями стала политическая сатира, то, чем славился оригинальный фильм Пола Верховена. Падилья адаптировал сценарий под современные реалии, но все его указания на несовершенство системы едва не были вычеркнуты – спасли только тест-зрители. Отзывы после скриннинга «Мне понравилось, что кино актуально» и «Автор ловко отхлестал современных политиков» заставили студию засомневаться и оставить в кадре аллюзии на современный западный политистеблишмент. Фильму, впрочем, это не слишком помогло.