C тех пор как британская писательница Мэри Шелли в 1818 году опубликовала готический роман «Франкенштейн, или Современный Прометей», монстр Франкенштейна, которого часто ошибочно называют просто «Франкенштейн», считается одним из самых популярных фантастических персонажей
Фильм Джеймса Уэйла не был первым кинообращением к роману Мэрри Шелли (самый первый «Франкенштейн» был снят еще в 1910 году), но он считается первой классической постановкой по мотивам этой книги. Картина студии Universal настолько известна на Западе, что цитаты из нее и отсылки к ней до сих пор можно найти в западных фантастических хоррорах, включая нового «Виктора Франкенштейна». Изначально предполагалось, что оживленный мертвец будет изображен как зловещий и безжалостный убийца, демон в человеческом облике. Однако по ходу работы над лентой монстр Франкенштейна в исполнении Бориса Карлоффа был переосмыслен как хоть и опасное, но способное на человеческие переживания существо. Это проложило путь к дальнейшему превращению монстра в трагического, почти положительного персонажа.
Очеловечивание монстра, начавшееся во «Франкенштейне», было продолжено в сиквеле ленты 1931 года, также поставленном Джеймсом Уэйлом. В «Невесте Франкенштейна» чудовище ведет себя как импульсивный подросток, который то совершает преступления, то пытается подружиться с людьми. Также он настаивает на том, чтобы его творец Генри Франкенштейн создал ему подругу из оживленного женского трупа. Ничего хорошего, впрочем, из этого не выходит – монстр столь страшен, что его «невеста» в ужасе отвергает его, как только она обретает жизнь.
Голливуду не потребовалось много времени для того, чтобы начать видеть в чудовищах из популярных хорроров комедийных персонажей. В 1948 году Чарльз Бартон поставил пародийную комедию, в которой персонажи популярных комиков Бада Эбботта и Лу Костелло сталкивались с Дракулой, Человеком-волком и чудовищем Франкенштейна. Игравший монстра Гленн Стрэндж находил Эбботта и Костелло столь уморительными, что часто не мог удержаться от смеха во время дублей, и его эпизоды приходилось многократно переснимать. Ныне картина Бартона считается одной из самых смешных комедий в голливудской истории.
Удивительно, но факт. Хотя Мэри Шелли британская писательница, английские кинематографисты лишь после Второй мировой войны всерьез занялись созданием хорроров на основе «Франкенштейна». Их первой лентой на эту тему был фильм Теренса Фишера, в котором монстра сыграл знаменитый в будущем Кристофер Ли, приглашенный на эту роль из-за своего почти двухметрового роста. В дальнейшем студия Hammer Film Productions задействовала Ли в роли графа Дракулы. Немногие актеры могут похвастаться тем, что сыграли двух столь знаменитых героев! В отличие от американского монстра, чудовище в исполнении Ли было бездумным злодеем, заслуживающим уничтожения. Впрочем, бессовестный и коварный доктор Франкенштейн оказывался куда более страшным негодяем, чем его творение.
Как мы уже отметили, пародировать хорроры о классических монстрах в Голливуде начали сразу после Второй мировой войны, однако самый смешной фильм на эту тему был снят лишь тридцать лет спустя. Его поставил блистательный комедиограф Мел Брукс, который в 1970-х был на пике своего комического дара. В «Молодом Франкенштейне» заглавный герой не только реанимирует монстра, созданного его прадедом, но и обучает его танцевать, а в дальнейшем наделяет его собственным высоким интеллектом, что позволяет чудовищу полностью интегрироваться в общество и даже жениться. Монстра в этой картине сыграл Питер Бойл, а его нового «отца» изобразил Джин Уайлдер.
К 1980-м классические монстры окончательно превратились из героев хорроров в персонажей детских картин вроде фильма Фреда Деккера «Взвод монстров». В этой ленте подростки, обожающие классические фильмы ужасов, противостоят графу Дракуле и его прихвостням, которые пытаются захватить мир. Среди прочих монстров Дракула призывает к себе на помощь чудовище Франкенштейна, но тот оказывается дружелюбным парнем и помогает не вампиру, а положительным персонажам. Монстра в фильме Деккера сыграл двухметровый актер Том Нунан, также известный по роли злодея в «Последнем киногерое».
Попытавшись вернуть Франкенштейна и его монстра взрослым зрителям, режиссер Кеннет Брана собрал в своей экранизации романа Мэри Шелли впечатляющую актерскую труппу во главе с Робертом де Ниро, который изобразил монстра. Однако это не помогло его ленте. Хотя она удачно прошла в прокате, критики и поклонники хорроров сошлись на том, что фильм у Браны не получился. Приглашение де Ниро было сочтено решением спорным, но не провальным. Некоторые критики даже назвали монстра лучшей частью постановки.
Если верить рецензиям, перегруженный неправдоподобными компьютерными эффектами фэнтези-блокбастер Стивена Соммерса был полным фиаско. Однако его сборы рассказывают иную историю. Несмотря на разгромные статьи критиков, зрители валом валили на грандиозную боевую постановку, в которой Хью Джекмен в роли охотника на монстров Ван Хельсинга и Шулер Хенсли в роли чудовища Франкенштейна вместе противостояли графу Дракуле и его армии вампиров.
Продолжив традицию детских лент вроде «Взвода монстров», Геннадий Тартаковский в своем блокбастерном мультфильме изобразил чудовище Франкенштейна «белым и пушистым» существом, которое уже давно не творит никаких злодейств и мечтает о тихой и спокойной жизни в кругу друзей-монстров и своей семьи. Это, кажется, единственное изображение монстра, в котором он женат с самого начала картины.
В прошлом году режиссер Стюарт Битти превратил монстра Франкенштейна в бессмертного экшен-героя, который сражается с армией демонов. В теории это была любопытная идея, но на практике фильм получился хоть и масштабным, но слабым, и он провалился в прокате, окупив лишь часть расходов на свое создание и раскрутку. Заглавного персонажа, который в картине носит имя Адам Франкенштейн, сыграл Аарон Экхарт.