Пилотные эпизоды – лакмусовые бумажки телевизионных шоу, по реакции на которые канал определяет, получит ли сериал зеленый свет на полный сезон и место в эфире. Иногда перед полноценным запуском создатели сериала что-то дорабатывают, и на экране идет уже исправленная версия. Например, в пилоте ситкома «Теория большого взрыва» изначально не было персонажа Кейли Куоко, а в тестовом эпизоде «Твин Пикса» на главный вопрос сериала Марк Фрост и Дэвид Линч отвечают уже в конце. Но есть пилоты, показавшие себя настолько хорошо, что легально остались первыми сериями рейтинговых шоу. Собрали шесть успешных примеров таких эпизодов.
«Таинственный остров — Часть 1, Часть 2»
Первый эпизод одного из главных сериалов нулевых, остросюжетного многомерного драматического триллера Дэймона Линделофа и Джей Джей Абрамса, может похвастаться еще и званием лучшего пилота в истории телевидения. Серия состоит из двух частей и знакомит зрителей с основными действующими лицами сериала – пассажирами злополучного рейса Oceanic 815, который терпит крушение у берегов загадочного острова. Производственный бюджет пилотного спецэпизода составил, по разным данным, от 10 до 14 млн долларов, что для телевидения 2004 года сумма невероятная. Но Линделоф поставил на «Остаться в живых» все и не прогадал: пилот посмотрели 19 миллионов человек, злоключения группы не похожих друг на друга персонажей на острове, полном опасностей, аномалий и сюжетных твистов, бесповоротно сдвинули тектонические плиты телевизионного контента. Сериал стал эталоном того, как нужно рассказывать истории в ТВ-формате, и заслуженно получил в общей сложности одиннадцать наград премии «Эмми», включая статуэтку Джей Джей Абрамса за лучшую режиссуру пилотной серии.
«Мишень»
Две головы «Прослушки», Дэвид Саймон и Эд Бернс, были не только давними друзьями, но и партнерами по творчеству задолго до выхода легендарного сериала HBO. Бернс долгое время проработал в отделе по расследованию убийств полиции Балтимора, а Саймон – журналистом криминальной хроники газеты The Baltimore Sun. Первый с удовольствием делился со вторым байками из убойного отдела и в конечном итоге стал полноправным соавтором сценариев нескольких сериалов о криминальном мире Балтимора.
«Прослушка» повествует о жизни и борьбе полицейских Балтимора с наркоторговцами, бюрократами и социальной нестабильностью штата Мэриленд. Пилот не столько знакомит с главными действующими лицами будущего сериала, сколько задает тон глобальной истории, выводя на первый план сам город – обитель греха, боли, честных, но суровых копов и нечистых на руку власть имущих. Пилотную серию посмотрели 3,7 млн человек – серьезная цифра для такого нишевого жанра, как полицейская драма.
«Дни, изменившие мир»
В 2010 году Фрэнк Дарабонт представил руководству канала AMC и всему миру пилот сериала на тему зомби-апокалипсиса, перевернувший представление об умирающем жанре. Истории про нашествие оживших мертвецов к началу десятых понемногу исчерпали себя, но «Ходячим мертвецам» удалось вдохнуть жизнь в коченеющий труп, и причиной тому стал не только талант Дарабонта как постановщика или появление в титульной роли сумрачного Эндрю Линкольна, но и литературный источник. Одноименная серия комиксов писателя и сценариста Роберта Киркмана начала выходить в 2003-м и обрела небывалую популярность за счет реализма и беспощадного отношения автора к героям. Когда Дарабонт закончил работу над пилотом и показал материал боссам AMC, решение о съемке полноценного сезона не заставило долго ждать. Пилот под названием «Дни, изменившие мир» собрал у экранов 5,3 млн зрителей и поставил рекорд канала, не побитый до сих пор.
«Дым застилает глаза»
Созданное Мэттью Вайнером шоу «Безумцы» не только по праву считается одним из лучших драматических сериалов, но и отправляет в нокаут ближайших последователей неповторимым стилем. История рекламного агентства «Стерлинг-Купер», разворачивающаяся в 1960-х, проходится по всем сопутствующим эпохе темам. Пилот сериала не просто представляет героев, во главе ансамбля которых стоит харизматичный креативный директор Дон Дрейпер (Джон Хэмм), но и задает основные сюжетные линии и расставляет ловушки для зрителей. В одну из них точно попал каждый из 1,6 млн посмотревших пилотную серию людей: в финале Дон возвращался в типичный американский дом в пригороде, где его, весь эпизод флиртовавшего то с девушкой, то с представительницей одного из клиентов, ждали жена Бетти (Дженьюари Джонс) и двое детей. «Безумцы» – не то, чем кажутся, и пилот весьма четко давал это понять каждому.
«Когда ты потерялся в темноте»
Казалось бы, для экранизации всемирно известной игры не было никакой надобности в тестовом пилотном эпизоде. Тем более когда за историю отвечают гигант современного телевидения Крейг Мейзин и отец оригинальной видеоигры Нил Дракманн. Но даже такая команда не могла не считаться с мнением студии. Первоначально пилот задумывали завершить эпизодом, где Джоэл (Педро Паскаль) бросает тело зараженного ребенка в костер, но в HBO посчитали, что такое количество смертей несовершеннолетних за одну серию – перебор. Тогда было решено объединить первый и второй эпизоды и закончить на встрече Джоэла и главной героини Элли (Белла Рамзи), из-за чего сезон сократился до девяти серий. Формат телесериала позволил создателям лучше раскрыть персонажей, поэтому пилот «Одни из нас» не просто знакомит с протагонистами, а буквально швыряет зрителей в жестокий мир победившего апокалипсиса. В отличие от игры, эпизод начинается спокойно и даже обыденно, но лишь затем, чтобы обрушить на Джоэла Миллера всю ярость надвигающихся драматичных событий. В пилотную серию, добравшуюся до эфира, также вошло около 40% отснятого Кантемиром Балаговым материала, российский режиссер должен был участвовать в съемках всего эпизода, но покинул проект из-за творческих разногласий.
«Пилот»
«Во все тяжкие» – еще один драматический сериал, изменивший телевизионный ландшафт и поднявший планку качества на новую высоту. Шоураннер Винс Гиллиган, известный на момент запуска «Во все тяжкие» по колоссальной работе над «Секретными материалами», мечтал создать шоу, где главный герой по мере развития сюжета из протагониста превращался бы в антагониста и в итоге отвратил бы от себя даже самых преданных фанатов. Гиллиган придумал Уолтера Уайта (Брайан Крэнстон) – скромного учителя химии и примерного семьянина, на которого в один момент обрушивалась новость о неизлечимой болезни. Чтобы оплачивать счета за поддерживающее лечение и не оставить семью без гроша, Уолтер с помощью бывшего ученика Джесси Пинкмана (Аарон Пол) начинает готовить метамфетамин и постепенно превращается в одержимого деньгами и властью безумца. Первая серия «Во все тяжкие» имела оригинальный заголовок «Пилот» и собрала довольно скромные 1,4 млн зрителей (для сравнения: финал сериала посмотрело больше 10 млн), но помогла Гиллигану взлететь на вершину рейтинга величайших шоураннеров в истории ТВ.