Если в кино и есть эксперт по инопланетной жизни, то это Сигурни Уивер, сыгравшая во всех четырех «Чужих» /Aliens/ (1986), а теперь вот и в «Аватаре» /Avatar/ (2009). И интервью он рассказала, как этот фильм должен изменить представления о кино, о то, что сталось с девочкой Ньют из вторых «Чужих» и о том, снимется ли она в
-- Писали, будто бы вы чуть ли не с самого Кэмерона «списывали» свою Грейс…
-- О, нет. Это преувеличение. Просто он своего рода ученый, который с большой страстью подходит к своему делу. И в нем столько энергии, что, да, действительно, были такие моменты на площадке, когда я старалась транслировать что ли эту энергию. Но в целом, Грейс и Джим очень разные люди. Хотя они наверняка понравились бы друг другу, если бы встретились.
-- А сигарета в руках вашей героини – она была настоящая или нарисованная?
-- Она настоящая! Джим хотел, чтобы Грейс была неполиткорректной, и он хотел, что она, в буквальном смысле, сгорала от безысходности положения.
-- А вы курите?
-- Нет.
-- Но на площадке пришлось?
-- Да, но это были травяные сигареты. И они были отвратительны. Но я согласилась с таким решением, потому что Грейс все время расстроена, и я старалась, чтобы постоянно что-то грызть, что-то ломать, постоянно что-то пить, курить опять же. Я думала, что это отличный способ показать ее взвинченное состояние.
-- Кэмерон предоставляет вам возможность импровизации?
-- Я стараюсь быть открытой. И импровизаций было довольно много. К тому же, в начале фильма у меня было несколько больших и требовавших отдачи сцен, однако отыграв их, я почувствовала себя уже более расслабленной. Но Джим вообще создает на площадке такую атмосферу, которая позволяет тебе чувствовать себя более свободным. А Сэм, например, такой импульсивный актер… В общем, у каждого был свой стиль работы, а Джим был готов принять все, что было настоящим и подходящим.
-- Вы согласны с общим мнением о том, что «Аватар» – это что-то настолько потрясающие и новое, что он непременно «поменяет ход игры», как об этом сейчас говорят?
-- Я думаю, людям будет сложно понять, насколько это все ново, до тех пор, пока они не увидят непосредственно процесс его создания. И сам фильм, он очень хорошо сделан и смотрится как очень яркое и красивое кино. Но особенно важно, что за этим стоят принципиально новые технологии. Использование 3D не в жанровом, а в серьезном фильме – это революция. И наше 3D – это не то 3D, которое смотрели ваши родители. Это совершенно новая технология, которая работает и в серьезных сценах, а не только сценах со спецэффектами. И я думаю, что после этого фильма люди станут ждать от блокбастеров большего, а в конце концов, в 3D станут снимать и маленькие ленты, потому что эта технология помещает зрителей прямо в гущу событий, а именно там мы и хотим находиться.
-- Кэмерон организовал для вас встречу сразу с двумя типами инопланетян: со злыми и агрессивными, как в «Чужих», а теперь и с добрыми, синими как в «Аватаре». Общение с какими из них показалось вам более реальным?
-- Хороший вопрос. Ведь мы на самом деле причиняем столько вреда другим видам на нашей собственной планете, отчего было особенно интересным смотреть, как Кэмерон в этой новой истории куда большими монстрами делает именно людей, а не инопланетян. И он подходит к этой проблеме с научной точки зрения. С одной стороны, он любит людей, и одновременно показывает: если мы не будем достаточно бережными, мы можем стать по-настоящему разрушительными по отношению к планете, к другим видам. Думаю, он хочет открыть людям глаза на то, что делают наши страны и корпорации, и на то, что иногда надо, как это делают Джейк и Грейс, сделать выбор и вступить в борьбу.
-- А если на Землю однажды прилетят инопланетяне, как они станут себя вести?
-- Вы знаете, меня всегда интересовало, удастся ли мне повстречать инопланетянина. Но если удастся, очень надеюсь, что они не увидят мои фильмы и не станут меня боятся (смеется). Но, вообще, я точно знаю, что мы не одиноки во вселенной. Не думаю, что где-то есть существа, который выглядят точно, как мы, но уверена, что где-то есть разумные существа, и надеюсь, они навестят нас еще на моем веку. Не думаю, что они придут с войной, ведь война – это такая примитивная вещь. И я бы очень удивилась, если чужие бы прилетели ради войны. Я бы предположила, что они прибудут к нам с миром и идеей братства.
-- Можете назвать несколько причин, почему вы бы никогда не покинули Землю даже ради прекрасного мира Пандоры ?
-- Моя семья тут. И потом я считаю, что природа Земли – она потрясающая. Она меня вдохновляет. Так что мне было бы очень трудно улететь отсюда. И хотя Пандора – прекрасное место, я люблю нашу планету и много делаю ради того, чтобы сохранить ее… Например, я много делаю для того, чтобы люди узнали об окислении океанов, ведь в них попадает треть всего углекислого газа. И раньше ученые считали, что это нормально. Однако на самом деле морская вода и углекислый газ формируют углекислоту, и ее содержание в воде растет, отчего количество планктона уже уменьшилось на 30%. Так что я делаю все, чтобы с Землей все было в порядке.
-- Раньше вы говорили, что поддерживаете отношения с Кэрри Хенн (она сыграла в «Чужих» девочку Ньют)?
-- В последнее время мы практически не общаемся. Однако раньше она мне звонила на каждый день рождения и поздравляла. Это было очень мило. Мне кажется, сейчас она работает учительницей. И она по-прежнему живет в Сакраменто. И конечно, я ей желаю всего самого наилучшего.
-- В кино она не собирается возвращаться? («Чужие», вышедшие на экраны в 1986 году стали единственным фильмом, в котором снялась Хенн).
-- Нет. Мне казалось, она очень счастлива в своей нынешней профессии учителя. Так что, не думаю.
-- Говорят Ридли Скотт готовит нового «Чужого». Вы бы хотели в нем сняться?
-- Не думаю. Он вообще готовит приквел, а едва ли Рипли может появиться в приквеле. Я только надеюсь, что они не налажают. Потому что «Чужие против Хищника» /AVP: Alien vs. Predator/ (2004) были досадным недоразумением. И хотя я их даже не видела… но вы знаете, это слишком величавая франшиза, чтобы можно было просто что-то снимать в ней только ради денег. И думаю эти фильмы разочаровали поклонников. Я люблю первые четыре фильма, в которых снялась, и была бы не против вернуться на ту планету, где это все началось, но, все равно, мне кажется, что сейчас из монстра уже выжали все соки. Хотя я рада, что этим занимается Ридли, потому что у него есть чувство качества. Тем не менее, не могу представить, как Рипли могла бы попасть в приквел.
-- А вот еще Айвэн Райтман хочет снять новых «Охотников за привидениями»…
-- Он там, кажется, продюсирует только…
-- Но вы хотели бы вернуться в сиквел?
-- Он мне звонил и предлагал роль. Мой сын Оскар – хотя, мне кажется, в новом фильме они изменили имя – так вот мой сын в «Охотниках за привидениями», он теперь вырос и сам стал охотником за привидениями. И Айвэн мне сказал, что вышлет сценарий. Я сказала: ну ладно, высылай. В конце концов, мы хорошие друзья и все такое. И я даже рада, что новое поколение детей откроет для себя «Охотников за привидениями», ведь это отличное кино. Так что пока я не сказала «нет», но и «да» тоже не сказала. Посмотрим, что у них там намечается.