Отмечаем годовщину премьеры «Крамер против Крамера», программного фильма о разводе с Дастином Хоффманом и Мэрил Стрип. И хотя опыт погибших не идет впрок тем, кто стоит на краю, мы, вероятно, чему-то учимся, наблюдая за тем, как справляются со сложным жизненным этапом герои из разных стран и времен.
Начнем подборку с драмы о разводе с детективной линией одного из главных современных иранских режиссеров — Асгара Фархади. В 2012 году эта картина стала первой иранской лентой, получившей «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.
«Вы считаете, что у детей в нашей стране нет будущего?» — повисает без ответа вопрос судьи, лица которого мы так и не увидим. Надер и Симин, чьи имена вынесены в название, начинают и заканчивают эту историю в зале суда, где они хотят официально завершить отношения и решить, с кем останется дочь. Помимо непосредственно развода Фархади наблюдает за настоящим детей в Иране, сталкивая представителей среднего класса с проживающими за чертой бедности. Женщины из этих семей занимают позицию более активную, чем это предусмотрено обществом. Если Симин лоббирует идею отъезда из Ирана в поисках лучшего будущего, то беременная Разие устраивается на работу сиделкой без разрешения мужа, чтобы поправить катастрофическое финансовое положение. Мужчины оказываются не то носителями, не то заложниками жестких принципов и убеждений и оттого тяжелее справляются с переменами и навалившимися трудностями. Дочери двух фамилий становятся безмолвными наблюдательницами и главными судьями своим родителям.
Еще один фильм Асгара Фархади, на этот раз снятый во Франции. Иранец Ахмад прилетает в Париж, чтобы оформить развод с женой — француженкой Мари (Беренис Бежо). Остановившись в доме, где раньше они жили вместе, он оказывается вовлечен в запутанные семейные отношения. У супруги теперь есть новый мужчина — Самир, а у него — маленький сын от первого брака. По просьбе Мари он пытается наладить контакт с их старшей дочерью Люси: та категорически против нового мужчины матери. Постепенно он начинает докапываться до истинных причин конфликта, параллельно вскрывая подробности и их совместной жизни. Фархади фиксирует состояние своих персонажей на пике неопределенности, за мгновение до принятия какого-либо решения. И тем самым заставляет и зрителя проживать эту амбивалентность ситуации: справедливого для всех исхода достичь невозможно.
Вивиан Ансалам после тридцати лет брака съехала от мужа и пытается добиться юридической свободы через суд. По израильским законам семейная пара может официально развестись только по решению мужа. Ни коллегия судей, ни супруг и его брат-адвокат не понимают, как нелюбовь может быть основанием для развода. На экране проходит вереница встреч в зале суда, на каждой из которых все ярче и объемнее становится история многолетних отношений этих людей. Свидетели и истцы пытаются разобраться в том, что такое хороший брак и какое место в нем может занимать женщина.
Парадокс, но самый оптимистичный фильм из этого списка начинается с самоубийства. Три давние подруги в исполнении Дайан Китон, Голди Хоун и Бетт Мидлер объединены сначала горем утраты школьной подруги, а после, когда мужья бросают их ради более молодых пассий, загораются идеей общей мести. Они вместе разбираются не только с супругами и конкурентками (одну из которых играет Сара Джессика Паркер), но и со своими собственными жизнями и переосмыслением, где речь идет о действительно важных вещах, а где — об инертных привычках. «Клуб первых жен» — зажигательная комедия с легендарным музыкальным номером в финале и яркими ролями всеми любимых актрис.
Пара (Розамунд Пайк и Крис О`Дауд) встречается каждую неделю выпить по бокалу в баре напротив дома своего семейного психотерапевта. На очередной виток обсуждений предстоящих сессий их подталкивают другие пары, выходящие с консультаций: стоит ли им отношения сохранить или отдельно друг от друга супругов ждет значительно больше? Трогательная и наполненная юмором мелодрама состоит всего из 10 серий, длящихся по 10 минут. Стоит упомянуть и то, что на русском языке роли озвучили Татьяна Лазарева и Михаил Шац.
Ноа Баумбак снял для Netflix один из самых душераздирающих фильмов последних лет о том, как некогда любившие друг друга люди ищут способ безболезненно расстаться. Эта трагическая пьеса разыграна внушительным актерским составом: Скарлетт Йоханссон и Адам Драйвер в главных ролях постепенно уничтожают нервную систему зрителей, а Лора Дерн и вовсе получила «Оскар» и «Золотой глобус» за роль юристки по бракоразводным делам (лучшая женская роль второго плана). Можно найти в Сети отдельные сцены и монологи героев, пробирающие до мурашек, а можно набраться храбрости и пересмотреть эту оду разбитым сердцам, чтобы оплакать человеческий удел.
За 14 лет до «Истории о супружестве», написанной Баумбаком уже по следам личного опыта развода, он поставил чуть более веселый, но такой же жизненный в своей неловкости и местами нелепости «Кальмар и кит». Бернард Беркмана (Джефф Дэниелс), некогда успешный писатель, болезненно переживает профессиональные успехи своей жены Джоан (Лора Линни). Когда надежды на общее будущее потеряны, они сообщают сыновьям новость о грядущих переменах: каждый из них начинает искать способ справиться (или не справиться) с навалившейся действительностью. Джесси Айзенберг в роли старшего сына, подростка Уолта — отдельная и весьма веская причина посмотреть этот фильм, если вы ещё его не видели.
Ремейк культового сериала Ингмара Бергмана с Оскаром Айзеком и Джессикой Честейн в главных ролях породил множество дискуссий о том, стоит ли переснимать классику, но результат даёт однозначный ответ: стоит. Это не попытка переплюнуть великого шведского режиссера, но дань уважения и осмысление истории болезненного разрыва в современных декорациях. И эти самые декорации здесь имеются в виду в буквальном смысле: режиссёр Хагай Леви периодически напоминает зрителю о том, что перед нами актёры на съёмочной площадке ковидной эпохи. Но от иллюзорности происходящего (все события и герои вымышлены!) сердце болит не меньше.