7 апреля исполняется 60 лет Джеки Чану – настоящему столпу кинематографа, человеку, чье влияние на экшен-жанр трудно переоценить
Прыжок с автобуса в рекламный щит
По традиции цикла «Полицейская история» во второй части немало эффектных трюков, однако говорят все только об одном. В одной сцене погони Джеки сначала прыгает по крышам машин и грузовиков, чтобы в конце концов оказаться на автобусе. Чтобы не слететь с него, Чану приходится перепрыгнуть пару уличных вывесок, а затем «выйти» прямо в стеклянный рекламный щит. Который, как ни странно, оказался именно стеклянным (Чан неправильно рассчитал прыжок и прыгнул не в декоративный сегмент билборда, а в настоящее стекло) и оставил актера с кучей глубоких порезов.
Пробежка по углям
Финальный поединок из «Пьяного мастера 2», в котором Чан сражается с совершенно терминаторским Кеном Ло, по праву считается одной из лучших рукопашных схваток в истории кино – это быстрая, очень изобретательно поставленная, бесподобно снятая и смонтированная (учитесь, современные экшенмейкеры!) битва между холодным профессионализмом и горящей страстью. Причем горящей в буквальном смысле – в одном моменте герой Джеки Чана оступается, падает спиной в жаровню с горящими углями и мучительно долго, крича от боли, проползает ее всю, чтобы вылезти с другой стороны. Разумеется, в рапиде. Зачем они еще нужны, если не для такого?
Спуск с небоскреба
Вероятно, последний по-настоящему трюковой фильм Джеки Чана – все-таки актеру на тот момент почти стукнуло 43, а это уже не тот возраст, чтобы вытворять на экране то, на что он решился в «Кто я?». Во-первых, это запоминающийся скоростной спуск с крыши на банджи, обмотанном вокруг поясницы. А во-вторых, еще более скоростной спуск с крыши небоскреба по почти отвесной стене. Справедливости ради, страховочный трос у него в этой сцене все-таки был, но, знаете, мы можем его понять – если бы что-то пошло не так, сломанной рукой или ногой дело бы не закончилось.
Прыжок на вертолет
Вообще принято считать, что главный трюк «Полицейской истории 3» (кстати, редкий пример по-настоящему удачного триквела) выпал на долю Мишель Йео – смотревшие фильм наверняка помнят ее прыжок на мотоцикле на крышу движущегося поезда. Тем не менее кое-что досталось и самому Джеки – например, в той же сцене на поезде, в которой Джеки дерется на крыше все с тем же Кеном Ло, по ходу дела прокручиваясь на какой-то залетной штанге. Но более опасным и сложным все же выглядит трюк, в котором Чан прыгает с крыши на веревочную лестницу вертолета, а потом отправляется в таком положении в ознакомительную экскурсию над Куала-Лумпуром, попутно сшибая телом кусок фанерного рекламного щита.
Прыжок на балкон
Сейчас подобные трюки можно увидеть в западном кино довольно часто (в частности, нечто похожее есть в «Ультиматуме Борна»), но Джеки Чан, как водится, был первопроходцем – он прыгнул с крыши одного здания на балкон соседнего здания. Злые языки, правда, утверждают, что трюк этот Чану предложил постановщик фильма и его экшен-хореограф Стэнли Тонг, когда-то сам работавший каскадером. И якобы Джеки изначально заклеймил его как безумие, и в том, что этот прыжок вообще возможен, его убедил сам Тонг, лично проделавший его первым. Как там все было на самом деле, утверждать не беремся.
Спуск по столбу с электрическими гирляндами
Один из самых трюковых фильмов в послужном списке Джеки Чана, это настоящий шедевр своего жанра. Финальная схватка в торговом центре, в которой Чан и его соперники бьют столько витрин, что снимавшиеся здесь каскадеры прозвали фильм «Стеклянной историей», завершается на высокой ноте – опаснейшим трюком, в ходе которого Джеки Чан быстро спускается с верхнего этажа на нижний по столбу, увешанному электрическими гирляндами. Выглядит очень болезненно, но, ничего не скажешь, красиво – Джеки едет, лампочки хлопают и взрываются, все сверкает… Ну прямо Новый год не по расписанию.
Падение с ратуши
Трюк, в котором Джеки Чан отдает дань уважения одному из самых знаменитых комиков немого Голливуда, Гарольду Ллойду. В своем фильме «Безопасность на последнем месте» Ллойд виснет на стрелке гигантских часов, расположенных на фасаде здания, Джеки идет дальше – и не только виснет на стрелке, но и падает с нее, пролетая пару десятков метров и пробивая по пути два полотняных навеса. В своей книге «Я Джеки Чан» Чан рассказывает, что долго не мог решиться разжать руки – трюк пришлось снимать несколько дней. Зато потом он сделал его трижды – рассудив, что, раз в первый раз второй навес не прорвался и Чан, отпружинив от него, чуть не сломал себе шею, на второй и третий раз все точно получится. Дети, никогда не делайте трижды то, что можно сделать только один раз!