Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Подборки фильмов

Наше все: 20 лучших сериалов 2020 года

Самое время вспомнить, какие сериалы спасали нас во время весенней тоски в четырех стенах и радовали в холодные осенние вечера.

Добавить в закладки
Наше все: 20 лучших сериалов 2020 года

Как будто 2020-й был недостаточно грустным и стрессовым, так нам ко всему прочему пришлось пережить финальный сезон любимого сериала «Конь БоДжек». Пять лет мы следили за судьбой увядающей телезвезды, безуспешно пытающейся прорваться обратно на олимп, при этом борясь с депрессией и бессознательно портя жизнь всем своим друзьям и коллегам. «БоДжек» – пока что лучшее шоу про изнанку Голливуда, которое ужилось в человеко-звериной форме и имело оглушительный успех на Netflix. Если в начале мультсериал казался довольно безобидным и ироничным, а-ля «Ржем с конём», то теперь мы с конем горестно ревём ближе к финальным титрам. 6-й сезон был разбит на две части – грустную и очень грустную. Никакого хеппи-энда (не в этом году уж точно), хотя смотря что вы подразумеваете под хеппи-эндом.

Мэтт Стоун и Трей Паркер суммировали пережитое за первую половину года и порадовали фанатов пандемическим спецвыпуском «Южного парка», в котором прошлись по коронавирусу, экономическому упадку и массовой истерии. Единственный, у кого в Южном парке дела идут хорошо, – это Рэнди Марш, ведь он переквалифицировался из геолога в продавца марихуаны, а за время локдауна спрос на товар вырос во много раз. Но Рэнди есть что скрывать, ведь, возможно, это он положил начало распространению вируса. Пятерка главных героев переживала локдаун по-разному: Картман ни в какую не хотел возвращаться в школу и желал продолжать бездельничать дома, Баттерс сходил с ума, Кайф и Стен снова пытались спасти мир, а Кенни… А Кенни просто пытался выжить.

Сериал сценаристки и актрисы Михаэлы Коэл ворвался на первые места всех возможных и невозможных топов критиков в этом году и заработал высокий рейтинг в Европе и США, хотя в России премьера прошла довольно тихо. Главная героиня Арабелла переживает одну из самых сложных ночей в жизни, когда в компании друзей ей подсыпают неизвестное вещество в напиток, после чего у нее случается провал в памяти и приходится восстанавливать события той ночи в хронологическом порядке. Со временем, собирая обрывки воспоминаний в полную картину, Арабелла осознает, что пережила насилие, и кладет все силы на то, чтобы наказать людей, испортивших ей жизнь. На сегодняшний день «Я могу тебя уничтожить» становится максимально актуальным сериалом для российского зрителя, учитывая, что Госдума приняла закон о лишении свободы за «клевету», напрямую затрагивающую жертв насилия, у которых зачастую может не быть вещественных доказательств, чтобы привлечь насильника к ответственности.

Во время весеннего карантина (читай – вынужденной самоизоляции) вышло несколько сериалов, которые помогли нам продержаться в этот мрачный период. «Последний танец» стал самым неожиданным пополнением этого списка. Кто бы мог подумать, что документальный сериал про баскетбол, вынужденно показанный на несколько месяцев раньше из-за отмененных игр плей-офф НБА, в течение пяти недель будет собирать у малых экранов миллионы зрителей, часть которых даже не знает правил игры? Историю восхождения Майкла Джордана и «Чикаго Буллз» 1990-х можно прочитать в любом спортивном блоге или на Википедии, но «Последний танец» предлагает зрителю кое-что совершенно иное: это одновременно образцовая — смонтированная из редких интервью и сотен часов архивных материалов по всем законам драматургии — спортивная документалистика о победах и поражениях, но в то же время редкий для жанра психологически точный портрет спортсмена, лишенного положительных человеческих качеств, но наделенного амбициями настоящего чемпиона.

В идеальном мире «Моя гениальная подруга» — телевизионная адаптация «Неаполитанского квартета» Элены Ферранте — добилась бы славы, сопоставимой с первоисточником, и сейчас считалась бы той самой следующей «Игрой престолов». Вместо этого сериал продолжает быть хитом на родине, где его смотрит примерно каждый десятый итальянец, но в США (HBO сопродюсирует проект) собирает у малых экранов преступно мало зрителей — не в последнюю очередь из-за нелюбви американцев к чтению проклятых субтитров. Ко второму сезону создатели «Моей гениальной подруги» наконец-то поняли, что не стоит дословно экранизировать романы Ферранте, сила которых заключается в мастерском владении литературными приемами — вроде полных психологизма внутренних размышлений главной героини. Саверио Костанцо будто вернулся к основному правилу «показывай, а не рассказывай» и этим трансформировал сериал в выдающееся восьмичасовое авторское кино, в котором многозначительная тишина говорит намного больше поэтических монологов.

Концепцию комедийного сериала с дурашливым, практически хулиганским названием «4лен» трудно объяснить обычному зрителю так, чтобы она не показалось глупой: взрослые актрисы играют 13-летних девочек-подростков, какими они и были двадцать лет назад. Любые промоматериалы — кадры или трейлеры, — во-первых, нисколько не располагают зрителя, а во-вторых, даже портят первые впечатления о сериале. Однако «4лену» просто нужно дать шанс — только в динамике становится ясно, насколько это простая и гениальная, а главное — работающая идея: смотреть на актрис Майю Эрскин и Анну Конкл в окружении 13-летних детей — все равно что учиться в седьмом классе: это одновременно кринж-комедия и социальный хоррор. Вот и для актрис это терапевтический проект — попытка пережить один из самых неудобных этапов жизни, когда ты не можешь доверять близким друзьям свои секреты, боишься, что одноклассники в очередной раз опозорят тебя перед всеми, и переживаешь из-за нестабильных отношений родителей. Ко второму сезону сериал стал чуть серьезнее, сократив количество пародийно-ностальгических моментов: к длинному списку тем прибавились принятие собственной сексуальности, первые влюбленности и тяжелые расставания.

Вышедший несколько лет назад роман Салли Руни «Нормальные люди» довольно быстро получил литературное признание — писательницу моментально прозвали «Сэлинджером для миллениалов» и «голосом поколения», а сам роман стал современной классикой, осмысляющей опыт взросления вчерашних школьников. Несмотря на имя Ленни АбрахамсонаКомната», «Фрэнк») в списке режиссеров, от экранизации никто ничего не ждал, но «Нормальные люди» приятно удивили: из довольно сухого и построенного на действиях романа получился полный жизни, интимный и чувственный сериал. На малом экране герои Руни, безупречно сыгранные новичками Полом Мескалом и Дэйзи Эдгар-Джонс, начали дышать полной грудью — они влюблялись, ссорились, ревновали друг друга и расставались так естественно, что этому нерациональному поведению в кои-то веки хотелось сопереживать. Но «Нормальные люди» — это не просто удачная подростковая мелодрама, это в первую очередь убедительная история о социальном неравенстве, ненависти к себе, домашнем абьюзе и фатализме — темах, которые близки не только ирландским школьникам, но и их ровесникам во всем мире.

Неожиданно успешный проект Apple TV+, который на стадии релиза казался главным провалом стриминг-сервиса. Раздутый из скетч-шоу перед матчами АПЛ, «Тед Лассо» едва ли походил на роль сериала, в котором нуждается публика. Сюжет, равно как и концепт, до жути архаичен: американский тренеришка, до этого ни разу не игравший в английский футбол, берёт под своё крыло команду премьер-лиги и пытается дать всем игрокам важные уроки терпения, лидерства и коллективного духа. В 2020 году, когда всё вокруг деконструируется, пересобирается и пропитывается едкой иронией, совсем не ждёшь увидеть такой старомодный непретенциозный сериал.

И «Лассо» действительно во всех отношениях олдскулен: в добродушном юморе, который, кажется, не способен оскорбить ни одного своего зрителя, в нехитрых сюжетных ходах из спортивных фильмов 00-х, наконец, в представлении протагониста — вечно позитивного усача Теда, решающего чужие проблемы. Всё гениальное просто, и «Лассо» лишь подтверждает этот многовековой тезис. Выпустить настолько светлый и пронзительный сериал в эпоху токсичности и цинизма — поистине мастерская тактика.

Необычное продолжение оригинального сериала Паоло Соррентино об экстравагантном Папе Римском, чья история закончилась в самой что ни на есть мыльнооперной стилистике: Пий впадал в кому и финальный эпизод обрывался интригующим клиффхэнгером. «Новый Папа» — вторая (и, судя по рейтингам, последняя) глава полюбившейся политической драмы о закулисье Ватикана, поисках Бога и, что важнее, себя. Теперь в центре сюжета, правда, не высокомерный консерватор в исполнении Джуда Лоу, который вычищает церковь от геев и противников радикальных реформ, а вечно сомневающийся Джон Брэннокс — сторонник срединного пути и блаженного компромисса.

Как и его главный герой, «Новый Папа» вечно мечется от одной крайности к другой: то рассказывает о детской травме протагониста, то уходит далеко в сторону изучения христианского фанатизма (последователи Белардо сколачивают самую настоящую секту), то вообще обращается к старым добрым войнам за трон. В этом, кстати, тоже проявляется внутреннее противоборство Брэннокса — сломленного человека на перепутье, который, как окажется, боится делать выбор. Что касается Соррентино, то его выбор уже давно сделан: ироничные образы священников и кардиналов, пап и журналистов теперь на грани не только смешного и серьёзного, но ещё и фантастического с вымышленным. Белардо, словно святой, воскресает из мёртвых и пытается исцелить людей, а Брэннокс находит божественное прощение в силе любви. Едва ли эту историю мог рассказать настолько же чувственно и тонко кто-то кроме Соррентино.

Алекс ГарлендИз машины», «Аннигиляция») продолжает переизобретать научную фантастику. Предыдущая его полнометражная работа лишь доказала, что постановщику (а по совместительству и писателю) ближе гигантоманские истории с мириадами деталей и сюжетов, многозначительных пауз и лирических отступлений. «Разрабы» справедливо даже назвать магнум опусом, главной авторской работой, которая вобрала в себя все обожаемые и критикуемые режиссёрские ходы Гарленда.

Ожидаемо пижонский, его мини-сериал закручивает интригу вокруг парадокса детерминизма или, проще говоря, предрешённости человеческих судеб. И снова, что свойственно проектам британца, предлагает зрителю поразмышлять о Боге и свободе воли, а также о тысяче других философских материй, которые в последние годы фантастика несправедливо обходит стороной, считая их уж слишком монументальными и избитыми. У Гарленда, как можно понять, свои особые представления о таких вещах, и даже если считать «Разрабов» чванливо интеллектуальными, очень трудно не очароваться их уникальной эстетикой, где наука уподобляется волшебству. Добро пожаловать в дивный новый мир, наступивший, пока вы читали заголовки об очередных политических конфликтах и шоу-бизнесе, — фантастика происходит прямо перед вашими глазами!

Редкий случай, когда каждый новый сезон шоу поднимает планку всё выше. «Сол», изначально кажущийся скорее необязательным дополнением к Breaking Bad, со временем обрёл статус идейного продолжателя классического сериала. А если верить некоторым критикам (и нам в том числе), во многих моментах даже опередил хит Гиллигана о становлении Хайзенберга. Изначально он планировался как получасовой ситком, и это, к слову, заметно по всей структуре шоу: вместо выверенного романистского повествования «Во все тяжкие» зритель получает набор вроде бы филлеров, слабо связанных между собой серий, которые, впрочем, объединены тонкой нитью — мотивом морального выбора ушлого адвоката Джеймса МакГилла, с каждым новым поступком превращающегося в Сола Гудмана. Последний сезон подводит зрителя к финалу. В 2021 году злоключения МакГилла закончатся, а значит, с каждой серией ставки всё выше. Пока Скорсезе подводит итоги своих гангстерских саг, телевизионные мастера продолжают впутывать очаровательных антигероев в неприятности и рассказывать о главных пороках общества.

Возможно, самый необычный сериал в этом списке. «Полночные откровения» — это коллаборация аниматора Пендлтона Уорда, автора «Времени приключений», и подкастера Дункана Трассела. В основу местных эпизодов легли разговоры Трассела с разными интересными гостями — от современных магов до писателей-эзотериков и его собственной матери, находившейся на последних стадиях смертельной болезни. А Уорд интерпретировал эти разговоры и давал им сюрреалистичную анимационную форму: якобы это не Трассел, а некий межгалактический подкастер Клэнси берёт интервью у разных странных существ.

Итог настолько же странный, насколько и абсолютно прекрасный. «Полночные откровения» не просто иллюстрируют подкаст, а создают некое новое визуальное измерение, которое существует параллельно разговору и удивительным образом усиливает его значение. Особенно мощными выходят эпизоды, где ткани этих надстроенных реальностей рвутся и в сериал проникает самая настоящая жизнь. В частности, в той самой серии с мамой Трассела, где он вдруг на секунду забывает о выдумке и начинает обращаться к ней от своего имени.

«Мандалорец» продолжает быть главным зрительским хитом из вселенной современных «Звёздных войн» — и не без причины. Во втором сезоне бюджеты у сериала выросли, и мы увидели ещё больше красочных приключений героя в шлеме и его маленького напарника (у которого теперь даже есть имя, Грогу).

«Мандалорец» не изменяет себе и всё ещё по большей части радует отдельными как бы «филлерными» историями, вдохновлёнными эстетикой вестернов и самурайских фильмов Акиры Куросавы. Но и магистральный сюжет во втором сезоне движется вперёд большими шагами — так, на помощь Мандалорцу пришёл Боба Фетт, а в одном эпизоде герой встретился с Асокой Тано из «Войн клонов». Куда всё это приведёт — мы ещё узнаем. Главное, чтобы авторы смогли вовремя остановиться.

Неожиданный нетфликсовский хит — драма о молодой шахматистке Элизабет Хармон, которая пытается взобраться на спортивный олимп, но ей слишком мешает тяга к саморазрушению. «Ход королевы» по структуре вроде бы типичный спортивный байопик или, если брать шире, вообще стандартная история становления, идущая строго по всем пунктам из «Тысячеликого героя» Кэмпбелла. Но всё дело в деталях: формат мини-сериала позволяет режиссёру Скотту Фрэнку проникнуть вглубь героини, во всех подробностях показать её сложную, тянущуюся с самого детства травму.

Купер вообще элегантно работает со временем. Те события, что для героини произошли давно, полузабытыми выглядят и для зрителя, из-за чего последние серии, где Хармон наконец прорабатывает свою травму, выглядят ещё мощнее, звучат больнее (особенно финал здесь невероятной силы). Если вы никогда не думали, что вас сможет притянуть к экрану игра в шахматы, что ж, «Ход королевы» будет рад разрушить это убеждение. Ну и, конечно, сериал стоит смотреть ради великолепной роли Ани Тейлор-Джой, одной из лучших молодых актрис Голливуда.

Сериал, незаслуженно прошедший мимо зрительских радаров. «Рассказы из Петли» — это экранизация артбуков художника Симона Столенхага, который любит изображать разных роботов и невероятные сай-фай-сооружения на фоне холодных пейзажей руральной Швеции. Сериал очень точно повторяет его визуальный стиль, но при этом ещё и наполняет картины Столенхага живыми историями о людях, которые живут в маленьком городке около странного сооружения под названием Петля.

Каждая серия — отдельная история об одном из местных, кто столкнулся с чем-то странным и неизведанным (а такое возле Петли появляется постоянно). Это не столько цельная история, сколько каталог маленьких сюжетов, вместе рождающих ни на что не похожую картину богом забытого места, где можно на день поменяться телами или отправиться в параллельное измерение. «Рассказы из Петли» могут быть забавными, жуткими и милыми, но чаще всего они бесконечно трогательные.

Поначалу масштабный проект ТНТ множил ожидания: с одной стороны, еще по промоматериалам чувствовались амбиции и размах производства – пролеты камеры, заснеженные горы и тайна; с другой — вызывала если не скепсис, то настороженность именно загадка: на костях туристов из группы Дятлова, погибших в 1959 году на перевале у горы Холатчахль, воздвигнут не один фильм, а конспирологическим теориям нет конца по сей день.

Авторы сериала сценарист Илья Куликов и продюсеры Евгений Никишов и Валерий Федорович пошли, пожалуй что, единственно верной заснеженной тропой: по дороге к неминуемой гибели они рассказывают историю про живых людей, а не мертвецов. Повествование расщепилось на два голоса и два экрана: в черно-белом квадрате живут дятловцы – «железные туристы из УПИ» с лыжами, песнями и корейкой на ужин. Ориентиром в произношении киноязыка этих эпизодов стало «Неотправленное письмо» Калатозова и другие фильмы конца 50-60-х, а режиссерское кресло заняли Павел Костомаров и Степан Гордеев. В нечетных цветных сериях, снятых на пленку, гэбист Олег Костин (загадочный Петр Федоров в шляпе), словно агент ФБР, пытается добраться до истины и справиться с пробоинами, оставленными Великой Отечественной войной (серии советского нуара продюсеры снимали сами). В финале линии сойдутся метафизически – конспирология уступит более простым и важным вещам вроде прощения и прощания. «Перевалу Дятлова» удалось не только заново пережить, но и осмыслить травму: если не войны, то несправедливой и нелепой гибели молодых людей – их жизнь только начиналась. Что касается достоверности и поисков правды – это уже совсем другая история, финал которой мы вряд ли узнаем, но нет сомнений в том, что к памяти погибших авторы отнеслись с невероятным трепетом, уважением и любовью.

Оказавшийся на обочине внимания компактный и диковинный сувенир из Египта, края пирамид и скарабеев, заслуживает быть упомянутым в первую очередь из-за уникальности своего появления (но, разумеется, не только поэтому). Серия мистических книг Ахмеда Халеда Тауфика у себя на родине стала бестселлерами еще в 90-х и давно просилась стать явью на экране. Шли разговоры, велась подготовка, но замысел реализовался благодаря «интервенции» (но это шутки, скорее все же протянутой руке извне): Netflix проект взял под свое крыло, открыв совместное производство в новой точке на карте.

Шесть серий этакого паранормального процедурала сталкивают профессора гематологии Рефаата Исмаила, скептика и неудачника (это не оценка со стороны, а скорее пристройка к миру и форма коммуникации) с явлениями за гранью разумного. Один эпизод – одна загадка и гость из мира по ту сторону (мумии входят в стоимость билета). Сериал очаровывает не только экзотикой древностей, но и общим произношением: режиссеры Ами Салама и Маджид Аль Ансари выстраивают пирамиду жанров с разными сторонами. Это отчасти и костюмная семейная драма (на экране Каир 60-х), и сентиментальная романтическая история с любовным треугольником, и, конечно, хоррор, завязанный на культурном коде. Уже будто бы исхоженные тропы обрастают совершенно другой динамикой, звучанием и архитектурой истории: вполне вероятно, что сериал продлят на второй сезон – будем ждать с нетерпением.

История секс-работниц с юга России — одна из главных бомб этого года, разорвавшихся на поле отечественного кинопрома: исполнительницы главных ролей Варвара Шмыкова, Алена Михайлова, Ирина Носова и Ирина Горбачева только что получили «Женщин года» – премию журнала Glamour, режиссер Эдуард Оганесян – премию GQ. Место в списке лучших сериалов года «Чики» забронировали еще летом, и абсолютно заслуженно: очевидно, что ничего подобного российские зрители еще видели.

Написано и сказано про сериал уже довольно много: и о провинциальных реалиях, и о феминизме и изнанке (да и парадном мундире) патриархата, о пыли и теплых красках юга и об удивительных и исключительных актерских работах и зорком оке режиссера. Сейчас хочется отметить именно живость языка и способность к говорению, найденную авторами: и в диалогах, и в речи в сериале (не книжной или сценарной, а бытовой), и в точном вокабуляре для разговора о вещах, о которых в обществе говорить только учатся. Подлинность художественного произношения спорит с классиком – мысль изречённая не есть ложь, «Чики» не мямлят, а говорят, прямо глядя в глаза: «С нас хватит!»

При дворе Петра III царит не он сам, а алкоголь, медведи, балалайки и хаотичный блуд, интернациональная община знати (и темнокожие, и азиаты) занята не политикой или великими деяниями, а предается гедонизму и изредка промышляет местечковой коррупцией, но только по настроению. В этом мире появляется новенькая – немецкая принцесса, она станет не только женой императора, но и Екатериной Великой – в этом нет сомнений, мы читали историю. На этом, правда, историческое в сериале начинается и заканчивается – и это неплохо, а тем более не повод для обид: дворцовые перевороты служат нарядными декорациями и поводом поговорить о нарывах сегодняшнего дня. Авторы и сами не претендуют на документальность: основано на реальных событиях, но не совсем. Сериал бойко шествует не только по залам с высокими потолками и ложам с балдахинами, но и по повестке – эмансипация, патриархат, #METOO и прочее. Нагромождение личностей, фактов и сиюминутных событий спасает общая интонация – это не костюмная драма, а что-то вроде театра варьете, легковесный фельетон, украшенный азартом актерской игры. Если Эль Фэннинг в своей манере повторяет Кирстен Данст из «Марии-Антуанетты», то взбалмошный, капризный и чудовищно невыносимый Петр III Николаса Холта умудрился сразить всех наповал.

Один из самых расхваленных (и критиками, и зрителями) мини-сериалов весны вышел, конечно же, на Netflix. История отважной девушки Эсти, сбежавшей из бруклинской еврейской общины в Берлин на поиски матери, полна приключений, опасностей и искренности. Настоящая ода свободе личности, которая вдохновит зрителя на то, чтобы перестать осуждать жизненный выбор других людей и протянуть руку помощи ближнему в нужный момент. В основу сериала легла реальная история Деборы Фельдманитоге, и даже несмотря на явно приукрашенные события (например, Эсти сразу же знакомится с группой студентов музыкального училища и сразу же взаимно влюбляется в самого красивого паря в Германии), сюжет не теряет важного социального контекста.


Текст: Настасья Горбачевская, Ефим Гугнин, Алихан Исрапилов, Катя Карслиди, Владислав Шуравин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?