Замечательный военно-патриотический мультфильм об обороне Смоленска, детском и взрослом героизме и польском высокомерии
Россия начала XVII века. Пользуясь Смутой, польская армия под началом короля Сигизмунда III вторгается на русские земли и окружает город-крепость Смоленск. Поляки рассчитывают захватить город в течение нескольких дней и дальше двигаться на Москву. Однако воевода Шеин прилагает все усилия для защиты вверенной ему крепости. Среди прочих защитникам Смоленска старается помочь маленький Сашка, помощник городского пекаря. Поначалу шебутной выдумщик лишь путается под ногами, но со временем он находит дело себе по плечу. Сашка выслеживает польского шпиона, который саботирует военные приготовления и едва не оставляет крепость без артиллерии.
Поскольку русская Смута привела к укреплению монархии, а не к наступлению коммунизма, в советские времена ее изучению и художественному осмыслению уделяли сравнительно немного сил. Конечно, все знали Ивана Сусанина, Кузьму Минина и князя Пожарского, но менее известные герои того времени оставались в тени.
Теперь – другое дело. Введенное в 2005 году празднование 4 ноября официально сделало Смуту одним из важнейших периодов в истории России. Пока наше массовое искусство реагирует на эту перемену очень медленно, но с годами фильмов, сериалов и даже мультфильмов о тех событиях будет становиться все больше. Нужно же толком объяснить людям, что именно мы празднуем, когда отмечаем День народного единства! Это теперь не частное дело – это дело государственное.
Новый мультфильм питерской студии «Мельница» как раз и решает, если можно так выразиться, одно из уравнений этой большой задачи. Конечно, Минин, Пожарский и Сусанин к обороне Смоленска отношения не имели. Но подвиг защитников города, которые почти два года сковывали многократно превосходящую по численности польскую армию, был очень важен для подъема национального духа по всей России и для окончательной победы над интервентами. Хотя поляки все же взяли Смоленск, их армия была обескровлена, и триумф оказался пирровым. Так что в то время в России немного было людей, которые внесли в национальную победу большой вклад, чем воевода Михаил Шеин. А ведь ему, между прочим, даже в Смоленске нет подобающего героическому военачальнику памятника.
Впрочем, памятник – это статуя, которую увидят лишь горожане и гости Смоленска. А «Крепость» – это памятник Шеину, который увидят по всей России. И монумент у режиссера-дебютанта Федора Дмитриева получился на загляденье. Поскольку в «Крепости» Шеин не главный, а второстепенный персонаж, создатели картины не были обязаны наделять его слабостями (то есть пространством для роста, необходимым для полноценного главного героя). И они не стали этого делать.
Воевода предстает перед зрителями идеальным соединением древнего богатыря и современного генерала. Он вместе с солдатами палит из пушек и рубится на крепостных стенах, но он также быстро разгадывает польские тактические замыслы и отвечает каверзой на каверзу. А когда из Москвы в Смоленск приезжает боярское посольство, требующее сдать город, Шеин спрашивает совета у горожан и лишь после этого посылает бояр восвояси. Воин, полководец, патриот и даже демократ – в полку русских экранных «супергероев» весомое пополнение! Впрочем, картина не устает подмечать, что оборона Смоленска – дело всех сознательных горожан, а не только воеводы.
Одним из этих граждан оказывается Сашка, юный главный герой «Крепости». В начале фильма он предстает типичным маленьким хвастунишкой и дуралеем, и открывающие «Крепость» сцены по ироническому настроению очень похожи на предыдущие, комедийно-приключенческие мультфильмы «Мельницы» о трех богатырях. Но по мере развития событий мальчик все меньше выдумывает и все больше делает дело, и он быстро превращается из маленького шалопая в маленького героя, который несколько раз в одиночку спасает город. Совершая при этом правдоподобные и посильные, но от этого не менее значимые и опасные подвиги.
К сожалению, определение «мультфильм от создателей “Трех богатырей”» может не только информировать, но и слегка дезориентировать зрителей, поскольку «Крепость» – мультфильм иного жанра и иного повествовательного стиля. В нем нет крови, но есть смерти существенных персонажей и масштабные батальные сцены без всякого «богатырского» юмора. И если богатыри по определению сильнее всех, с кем сталкивают их былинные сюжеты, то Сашке угрожает более чем реальная опасность. В частности, от польского шпиона, который по своей крутости и по манере одеваться напоминает ниндзя. Только это не хороший ниндзя вроде многих аниме-персонажей, а ниндзя зловещий, коварный и безжалостный.
Вообще, поляки в «Крепости» изображены как смелые, решительные и отлично вооруженные и подготовленные воины, и это справедливо – все-таки они взяли Смоленск. Пусть и с куда большими усилиями, чем рассчитывали. Единственным исключением из этого правила служит король, который в фильме почему-то изображен молодым парнем (в реальности ему было за 40). Но поскольку Сигизмунда окружают компетентные советники, то комичные глупость и высокомерие монарха ничуть не ослабляют его армию. Они лишь добавляют юмора и света в картину, которая без комических отступлений превратилась бы в мрачное полотно наподобие «Иванова детства».
Безупречна ли «Крепость»? Нет, не безупречна. В ее сюжете есть очевидные для взрослого зрителя прорехи (почему Шеин не пытается заблокировать подземные ходы, которыми пользуется польский лазутчик?), и ее кульминация – типичный «бог из машины». Правда, это один из самых обоснованных «богов из машины», которых нам доводилось видеть. Но все же этого трюка нужно избегать любой ценой, потому что в кульминации победу должны одерживать главные герои, а не внешние силы. И еще – почему картина заканчивается историческим экскурсом, но не начинается им? Мы не требуем многого, но карта России и пара слов о Смуте в зачине были бы очень кстати.
Если бы наше кино было заполнено лентами вроде «Крепости», мы бы, наверно, уделили куда больше места проблемам мультфильма и придрались к каждой мелочи. Но в нынешней ситуации сделать это у нас рука не поднимается. Да, это комковатый блин. Но прежде всего это уникальный для современной России увлекательный, драматичный, красиво нарисованный и душевный военно-патриотичный мультфильм. Который прославляет наших героев, не унижает иноземных врагов и рассказывает свою взрослую историю так, чтобы она была понятна и близка детям. При этом в «Крепости» куда меньше вымысла, чем можно было бы предположить, и многие из показанных в фильме событий в самом деле произошли, хотя и развивались иначе, без участия Сашки.
Так что в нашей стране «Крепость» – это мультфильм, который стоит увидеть. И как блокбастерное развлечение, и как историческую зарисовку о ключевом событии нашей истории, и как детальный рассказ об артиллерии XVII века… И как пример для подражания для будущих творцов, которые хотели бы достойно отметить новый ноябрьский праздник.
С 29 октября в кино.