Премьера «Минаматы» (в российском прокате — «Великий») состоялась ещё год назад на Берлинском кинофестивале, а до нас картина Эндрю Левитаса, изначально художника и скульптора, добралась только сейчас. Фильм рассказывает о знаменитом фотографе Юджине Смите, отправившемся в японский городок Минамата, чтобы запечатлеть местных жителей, на лицах которых отпечатался непоправимый след трагедии. Те стали жертвой корпоративной халатности: большая компания, обосновавшаяся у реки, сбрасывала отходы, впоследствии вызвавшие паралич, потерю зрения и множество других ужасных недугов у всех людей в округе. Фотографии Смита, опубликованные в журнале Life, не только обратили взор Европы на эту проблему, но и стали настоящей классикой искусства.
Насколько проработаны, образны декорации «Минаматы», настолько же и содержателен интерьер самого Левитаса. Позади него — полка, заставленная старыми плёночными фотоаппаратами. Эта, в общем-то, заметная деталь уже многое говорит о режиссёре: стремление к «осязанию» искусства, дань традиции, пиетет к старой школе. Мы поговорили с Эндрю о трагедии в Минамате, фотографии, Джонни Деппе и силе человеческого духа.
В интервью вы говорили, что Джонни Депп был главным инициатором проекта. Вообще, герой Юджина Смита очень похож на типаж самого Деппа — угасшей рок-звезды, которая нуждается в новом вызове. По вашему, у них много общего?
Юджин Смит — уникальный художник в своей сфере, а Джонни Депп — в своей. Два этих человека — лучшие в своём деле. Само собой, Джонни ещё художник, фотограф и музыкант, но прежде всего он прекрасный актёр. Оба они проявляли себя в разных областях искусства и стали великими артистами. А ещё их объединяет какая-то искра внутри, которая дарит надежду, позволяет им верить в человечество. Поэтому мне кажется, что Джонни — единственный актёр, способный исполнить эту роль. Учитывая всё, что Юджин Смит успел увидеть за свою жизнь — а он сталкивался с худшими сторонами людей, наблюдал за ужасами, которые мы делали друг с другом, — удивительно, как он смог сохранить в себе эту искру, эту веру в любовь и надежду, не угасшую даже в самые мрачные времена.
И у Джонни есть эта неугасаемая искра. В своей карьере он играл монстров, плохишей, самых разных одиозных персонажей, но стоит посмотреть в его глаза, как сразу замечаешь надежду и человечность, как бы он ни пытался это прятать. Именно поэтому Депп так нравится публике, и в частности детям — они ведь всегда замечают эту надежду и доброту в людях. Актёры могут переодеться в костюмы, преобразиться с помощью грима, погрузиться в своих персонажей, но в случае Юджина Смита крайне важно иметь эту самую искру в глазах.
С Деппом разобрались. А чем этот проект зацепил конкретно вас?
Вообще я большой фанат Юджина. Я так долго следил за его творчеством, что даже не могу вспомнить момент, когда впервые наткнулся на фотографии. Они всегда мне казались какими-то динамичными, насыщенными в том смысле, насколько много в каждом кадре информации и эмоций. И в более позитивных, и в более пессимистичных его работах всегда находилась надежда. Это подкупало меня ребёнком и подростком — подкупает и сейчас. Способность вдохновлять, а фотографии Юджина именно что вдохновляющие, видится мне главной в любом артисте.
История Минаматы, во-первых, удивительно универсальна. Да, она происходит в Японии, но на самом деле такие сюжеты, к сожалению, встречаются во всех уголках мира. Во-вторых, она рассказывает об угнетаемой группе людей, которые, несмотря на все трудности, восстают и держатся друг за друга. Это ведь так воодушевляюще. Да, фотографии Смита, опубликованные в Life, изменили мир, но, увы, спустя более чем 50 лет все эти истины необходимо рассказывать вновь.
Во время просмотра фильма в Берлине я подумал, что Минамата куда эффектнее смотрелась бы, будь изображение черно-белым, а не цветным, прямо как фотографии самого Юджина Смита. Были ли вообще мысли снять кино полностью в монохроме?
Да, была идея сделать фильм полностью чёрно-белым, но мы с моим напарником и близким другом Бенуа Деломмом, который ещё и выступил оператором картины, подумали, что в первую очередь сам Юджин Смит видел мир в цвете. Хотя по разным причинам он делал монохромные фотографии, его окружали цвета. Мы бы никогда не смогли подражать Смиту и воспроизвести настолько уникальные изображения, поэтому решили, что в нашем формате сторителлинга (тем более учитывая воодушевляющий месседж картины) мы можем предложить зрителю что-то другое, что-то большее, чем чёрно-белая цветовая гамма.
В вашем дебютном фильме «Колыбельная» центральной была тема ракового заболевания. «Минамата» словно продолжает эти рассуждения о болезни и смерти, но в более трагическом ключе. Почему уже две картины подряд вы обращаетесь к этим проблемам?
До этих фильмов и между ними я спродюсировал картины ещё и на другие темы, но вообще для меня связь в отношении трагичности куда менее очевидна. А вот в чём они сходятся, так это в попытке показать силу человеческого духа, лучшие его стороны, которые раскрываются в столкновении с чем-то ужасным. По-моему, как раз это объединяет два моих режиссёрских проекта и остальные работы — я стараюсь найти лучшее в людях. Это то, о чем стоит напоминать зрителям: показывать, какими мы можем быть, если воспрянем, поддержим друг друга. И как мы способны менять собственные жизни и судьбы.
Следите ли вы за тем, как названия ваших фильмов локализуют в других странах? В России «Минамату» озаглавили «Великим», то есть фокус поменялся с места действия на самого персонажа — великого фотографа. Насколько принципиально было оставить японский город в названии?
Мы очень тщательно отбираем прокатчиков, выслушиваем их мнение о фильме и, что важнее, доверяем им. Нередко мы обсуждаем изменение названия в той или иной стране, пытаемся найти компромисс. Интересно, что вы это заметили. Фокус ведь действительно не на Юджине Смите — он на людях. У Джонни в последние 20 минут от силы 20 реплик в сценарии. Юджин — скорее персонаж, который проводит зрителя в этот мир, позволяет посмотреть на него своими глазами. В то же время я не имею ничего против, если прокатчики меняют название — всегда есть возможность для уступок.
Помимо экопроблемы и истории о людях, которые становятся жертвами корпораций, в «Минамате» есть другой, более, как мне кажется, близкий для вас пласт. Вы очень трепетно снимаете процесс создания фотографий: от работы героя с фотоаппаратом до проявления снимков. Насколько он был для вас важен?
Все эти детали для меня крайне важны. В картине нет ни одной сцены, которая не была бы обдумана до мельчайших подробностей — от напитков, которые пьют герои, до элементов декора, окружающего персонажей. Мне кажется, что мы никогда не видели фильма, где фотопроцесс был бы настолько ощутим. Суть работ Юджина заключалась в физическом присутствии, в полном вовлечении, мучительном пути от щелчка затвора до проявки (и между этим ещё и знакомством со всеми людьми из Минаматы). Деломм и я — сами фотографы, поэтому создание искусства нам кажется до жути романтичным и мы особо ценим момент физического ощущения собственных снимков.
Сейчас ведь все ходят с IPhone и смартфонами, делают тысячу фотографий. Повезет, если какой-нибудь 29-й снимок окажется отличным, но проблема в том, что мы перестаём обращать внимание, вникать. А Юджин был великим, потому что он присутствовал за снимком, он находился в этом моменте времени, был вовлечён. Для него было важно быть там, ощущать ситуацию, которую он хочет запечатлеть. По-моему, это один из важнейших моментов, которые, я надеюсь, поймёт и публика. Мы ведь так много времени проводим за экраном — вот даже прямо сейчас общаемся с вами через Zoom и сидим перед своими экранами. А настоящее искусство происходит в присутствии, будь это твоя жизнь или жизнь людей вокруг тебя.