ChatGPT, AI-портреты, голосовые помощники, роботы-пылесосы, CGI актеры в кино ― ХХI век, по сути, только начинается, но человечество совершило колоссальный прорыв в области технологий, ставших неотъемлемой частью нашей жизни. И хотя искусственный интеллект все еще кажется чем-то утопическим и далеким, на самом деле он уже среди нас, и еще через пару десятков лет мы не удивимся, обнаружив себя в одном из этих фильмов.
Влиятельный миллиардер, отрезавший себя от мира, вызывает в свое лесное убежище молодого специалиста для тестирования последней разработки ― девушки-андроида с искусственным интеллектом. Его задачей является в течение недели пройти вместе с ней усовершенствованный тест Тьюринга, но эксперимент выходит из-под контроля.
Бесконечно можно смотреть лишь на несколько вещей в этом мире, и одна из них ― это танцы Оскара Айзека в фильме «Из машины». Но, конечно, творение Алекса Гарленда куда более многогранное, особенно по части исследования внутреннего и внешнего взаимодействия человека с высокими технологиями. А финал точно заставит заранее поднапрячься на случай, если картина окажется пророческой.
Днем Теодор пишет поздравления для романтических открыток, а в свободное время ходит на неудачные свидания, грустит по бывшей или меланхолично созерцает окружающий его мир. Но однажды все меняется, когда в его жизни появляется новая операционная система по имени Саманта, с которой у него разворачивается страстный роман.
Фильм Спайка Джонса интересен в первую очередь своей цветовой передачей. Мы привыкли, что мир высоких технологий часто имеет холодный и мрачный окрас, но теплота фильма «Она» дает нам почувствовать, что с искусственным интеллектом вполне возможно наладить отношения ― достаточно для этого иметь открытое сердце. И это кино ― тот самый случай, когда после просмотра сердечный центр чуть расширяется.
Янг ― робот с искусственным интеллектом, купленный родителями для удочеренной из Китая девочки, чтобы та приобщилась к истории и традициям родной страны. Через какое-то время Янг становится полноценным членом семьи. Поэтому, когда он ломается, перед главой семейства Джейком встает задача: помочь дочери принять тот факт, что ее «старшего брата» больше нет, и в то же время исследовать закоулки его памяти.
Картина Когонады проливает свет даже не столько на вопрос интеграции искусственного интеллекта в наш быт, сколько на тему воспоминаний и осознания своей бесконечности через их призму. И если Янг фиксировал ежедневно самый важный момент дня в своем программном обеспечении, то мы загружаем в поле искусственного интеллекта свои тиктоки, рилсы и важные моменты, оставляя там свое присутствие, что еще больше свидетельствует о слиянии физического и цифрового миров.
Мир будущего. Глобальные события достигли неконтролируемого масштаба, и теперь человечество сожительствует с продвинутыми роботами. Однажды один из них ― мальчик по имени Дэвид ― получает программу на проявление бескорыстной любви, что приводит к неожиданным последствиям.
Интересным этот фильм делает даже не Джуд Лоу в кожаном плаще (хотя это, безусловно, тоже), а история его создания. Еще в 1969 году экранизация рассказа Брайана Олдисса «Суперроботы живут все лето» привлекла одного гения по имени Стэнли Кубрик. Однако к началу производства режиссер ушел из жизни, а проект перехватил другой гений ― Стивен Спилберг, снявший ленту в знак уважения к коллеге. Как итог на экране воплотился творческий заряд двух великих людей во всем своем совершенстве.
Коул и Зои работают над созданием идеальных партнеров. В будущем, чтобы избавить людей от одиночества, ученые придумали синтетиков ― андроидов, которые выглядят точь-в-точь как люди. Настолько точь-в-точь, что даже сами порой не знают, что они не являются людьми. Такова история Зои, которая влюбляется в своего начальника Коула, не подозревая, что на самом деле она тоже синтетик.
Гипнотические фильмы Дрейка Доримуса всегда погружают в сложную природу человеческих взаимоотношений, и в случае с «Зои» режиссеру удается сохранить эту линию с оговоркой на то, что один из героев ― искусственный интеллект. А еще это всегда визуальное произведение искусства.
В развивающемся мире технологий всегда есть те, кто до последнего этому сопротивляется. Так, Грей посвятил свою жизнь ремонту и починке старых автомобилей и верен своей работе руками. Все меняется, когда банда неизвестных убивает его жену, а сам он попадает в аварию, в результате чего оказывается парализован. Тогда-то приходит решение в виде внедрения импланта, который делает из Грея сверхчеловека.
«Апргрейд» ― не самый очевидный фильм об искусственном интеллекте в этой подборке, ведь мы рассматриваем ИИ как нечто отдельное от человека. Тогда как картина Ли Уоннелла демонстрирует последствия слияния одного в другом, что тоже кажется вполне пророческим вариантом развития событий на ближайшие пару декад.
Молодая разработчица высокотехнологичных игрушек Джемма внезапно становится опекуном 11-летней племянницы Кейди. Чтобы как-то облегчить себе неожиданное «материнство», которого она для себя не планировала, героиня дарит девочке куклу-андроида М3ГАН, запрограммированную защищать ее от любой опасности. Однако искусственный интеллект воспринимает команду уж слишком буквально, что приводит к летальным последствиям для всех потенциальных обидчиков Кейди.
Кэмп-хоррор с танцующей куклой и массивной рекламной кампанией, конечно, заставляет задуматься о последствиях будущего с цифровыми помощниками. Однако еще больше он напоминает очевидную, но оттого не менее важную мысль, что никакой искусственный интеллект никогда не заменит вот этого просто человеческого ― любви, поддержки и заботы.