Иван Янковский и Константин Хабенский разыгрывают легендарный шахматный турнир Анатолия Карпова и Виктора Корчного.
1978 год. В филиппинском городе Багио разворачивается шахматный турнир за звание чемпиона мира. В числе претендентов — Виктор Корчной (Константин Хабенский), эмигрант и диссидент, резко выступающий против СССР. Советское руководство ясно дало понять, что перед Анатолием Карповым (Иван Янковский) — самым молодым чемпионом по шахматам — стоит ответственная задача: победить и сломить предателя во что бы то ни стало. Игра длится несколько месяцев — шахматисты идут нога в ногу, и всего одна ошибка может стоить поражения.
Поединок между Карповым и Корчным был поистине легендарным событием в мире шахмат. Мало того что оно было политическим и воспринималось в контексте борьбы советского режима с диссидентами, но сама игра была выдающейся, по-своему революционной. Экранизировать историю битвы Карпова и Корчного решили неслучайно. В последнее время популярность шахмат сильно выросла, особенно после выхода сериала «Ход королевы». Однако режиссер Алексей Сидоров («Т-34») не сумел изобразить легендарный матч хоть сколько-нибудь интересно. Куда важнее для него было показать идеологически верную его интерпретацию, подкрепленную патриотической борьбой с «иностранными агентами».
«Чемпион мира» очень стилистически не выдержан. Шатания начинаются уже на вступительных титрах, которые выполнены в духе заставок «бондианы», но только с полным отсутствием вкуса и чувства меры. Сидоров явно пытался сделать из матча Карпова и Корчного политический триллер, но у него катастрофически не хватало для этого материала. Он вводит каких-то совершенно не нужных и попросту комичных экстрасенсов, которые якобы влияют на шахматистов во время игры, а следом ставит невыносимую хоррор-сцену, в которой к Карпову в постель посреди ночи заползает змея. Кто подбросил? Конечно, иностранные спецслужбы. Но никаких врагов режима Сидоров не показывает, никто в действительности нарушить правила шахматного поединка не хотел. А значит, политическому триллеру просто не на чем основываться, кроме глупой конспирологии.
Хуже всего в «Чемпионе мира» то, что авторы просто не понимают, как заставить шахматную игру быть увлекательной и напряженной. Сидоров изгаляется как может. В ход идут слоу-мо-эффекты, с которыми игроки переставляют фигуры. Каждый ход сопровождается патетической музыкой, матч визуализируется с помощью анимации — фигуры оживают и превращаются в настоящих рыцарей и слонов, дерущихся на поле боя. Над войсками возвышаются компьютерные лики Карпова и Корчного — они полководцы, ведущие солдат в бой! Еще нелепее выглядит попытка показать, какие невероятные нейронные процессы происходят в головах гроссмейстеров во время поединка. Аниматоры буквально рисуют в мозгах молнии, которые летят от одной шахматной тактики к другой.
В какой-то момент арсенал фантазии авторов исчерпывается, и от бессилия они решают десять минут показывать матч по баскетболу, куда зачем-то накануне финальной игры приходит Карпов с совершенно незнакомым персонажем. Сами шахматы в «Чемпионе мира» — это что-то непонятное и неинтересное. В какой-то момент герои фильма уже начинают просто нервно кричать: «Вот это был ход!» Хотя никаких ходов зрителю не показывают — он же ничего не поймет, как считает режиссер.
Что касается героев, то следить здесь тоже особенно не за кем. Иван Янковский старательно изображает советского патриота без недостатков, но играть ему, в общем, кроме хмурого взгляда на неприятеля, нечего. Для остроты Карпову прибавляют больного раком отца, но это настолько дешевый ход, что сопереживать шахматисту уже невозможно. Константин Хабенский за неимением сюжетного развития своего героя (Корчной натурально покидает СССР только из-за того, что ему понизили зарплату на сто рублей) превращает эпатажного гроссмейстера в карикатуру. Актер делает Корчного поистине неприятным: корчит гримасы, светит сальной проплешиной на затылке, гаденько хихикает и обзывается. В нем авторы попытались выразить подлинный образ «либерала» — подлый, склочный и обидчивый, да еще и йогой занимается и верит в экстрасенсов.
Есть в фильме и целый один женский персонаж. Но актрисе Диане Пожарской можно только посочувствовать. Ей достался предельно сексистский образ забитой, истеричной девушки, дважды за фильм сбрасывающей каблуки, чтобы успеть к любимому Карпову. Авторы совершенно не знают, что с ней делать. В финале героиня вроде бы помогает гроссмейстеру победить, но выясняется, что ее старания были ни к чему. Мужчина и сам справился.
«Чемпиона мира» — картина во всех отношениях скверная. Режиссер не определился за два с половиной часа экранного времени, в каком жанре работать, а сценаристы так старались угодить условному начальству идеологически верным посылом, что позабыли о том, что даже самый пропагандистский сюжет должен все-таки иметь хоть какую-то историю и драматургию. К сожалению, «Чемпион мира» многое говорит о нашем времени. Фильм Сидорова не просто ностальгически возвращает нас в СССР, во времена великих шахматистов, а фактически доказывает, что мы оттуда и не уходили. И когда в финале типичный советский отец Карпова шепчет сыну, что он никогда его не покинет, отчего-то становится жутко.
Порадовало, что авторы, как это часто бывает в ретро-фильмах, не старались вылить ушат грязи на весь СССР. Здесь тоже не все гладко, но по мелочи придираться не буду