Мифология показала, а кинематограф убедительно доказал, что любое чудовище будет гораздо эффектней, если сделать его размером с дом – будь это хоть инопланетный кальмар из «Монстров», хоть дракон из «Власти огня», хоть бесформенный комок плотоядной биомассы из «Капли»
Исполинская длинноногая тварь, потревоженная нефтяниками, вышла из моря, чтобы вдребезги разнести Манхэттен. Ее не берут ни ракеты, ни ядерные бомбы, а укус населяющих ее шкуру паразитов, похожих на блох, смертелен для человека. После премьеры ленты продюсер Джей Джей Абрамс, намекнул, что зрителю показали лишь детеныша, а настоящее веселье начнется, когда за ним явится мамаша. И хотя обещанного сиквела до сих пор так и не случилось по причине сильной занятости авторов, фанаты гигантских тварей все еще не перестают глотать слюнки в предвкушении.
Впечатлившись «Монстро», норвежцы решили сделать нечто подобное на собственном материале – и вполне в этом преуспели. Эффектная европейская картина в жанре «найденной пленки» гипнотизирует зрительский глаз дикими красотами северной природы, заставляя поверить, что гигантские тролли – не персонажи старинных сказок, а реально существующие антропоморфные существа, убить которых способен только солнечный свет. Вот только если вы не лицензированный охотник и не ушлый браконьер, а обычный студент-журналист, вам лучше в это дело не соваться – разозленный тролль за пару минут превратит ваш автомобиль в мятую консервную банку. А с целой стаей троллей лучше не встречаться вообще никому, тем более – лезть в их логово. Герои ленты, разумеется, так и сделали…
Военный эксперимент открывает портал в другое измерение, откуда немедленно начинают лезть шипастые щупальца, ядовитые мухи-гиганты и пауки размером с дальневосточных крабов, да еще с человеческими зубами (авторы «Атаки пауков», завидуйте!). Все это впечатляет, но главную бомбу режиссер Фрэнк Дарабонт оставил на десерт: в финале перед изумленным взором зрителя проходит сквозь туман многоногая слонообразная тень размером с небоскреб. Мы так и не узнаем, что это было, куда оно в итоге подевалось и какого размера оно оставляет следы, но посмотреть «Мглу» стоит уже хотя бы ради этого момента.
«Вторжение динозавра» – не лучший перевод названия для этой южнокорейской ленты, которую правильнее было бы назвать «Монстр» или «Хозяин», тем более что чудовище, резвящееся в кадре, вовсе не динозавр, а мутировавшая амфибия (впрочем, не ясно какая), ставшая жертвой халатности американских военных, выливших в канализацию 200 бутылок формальдегида. Но достоинств фильма это не отменяет: при весьма скромном бюджете режиссер Пон Джунхо изваял полноценный блокбастер с изобретательным экшеном, детально прописанными персонажами и ядовитым политическим подтекстом. Ввиду громкого успеха картины корейцы пообещали сиквел, а американцы анонсировали ремейк – и хотя времени с той поры прошло немало, мы все еще ждем.
Огромных червей нам показывали и в «Дюне», и в «Битлджусе», и в недавнем «Риддике», но «Дрожь земли», авторы которой отказались от «сказочной» упаковки, сделала этих мерзких тварей куда страшней. Слепые подземные монстры со змееобразными языками, терроризирующие жителей маленького американского городка, чутко реагируют на любые сотрясения земной поверхности и никогда не отказываются закусить человечинкой. И, как показала целая пачка сиквелов, они вдобавок постоянно мутируют. Но человеку не просто так дана голова: если пули больше не помогают, всегда можно придумать какой-нибудь другой способ справиться с напастью – скажем, сбросить незваного гостя в каньон.
Отчаявшись добыть денег на «Хребты безумия» по Лавкрафту, Гильермо дель Торо сделал разворот на 180 градусов и вместо ленты с рейтингом R снял зубодробительную кинодраку для подростков. По задумке сценариста Трэвиса Бичема, если из разлома на дне океана, открывшего врата в другой мир, начинают всплывать 90-метровые чудовища, единственный способ их окоротить – натравить на пришельцев гигантских боевых роботов. В сюжетном плане «Тихоокеанский рубеж» – довольно бестолковое зрелище, люди здесь играют роль статистов, а запомнить все модификации исполинских роботов-мехов и тварей-кайдзю не представляется возможным (если только не изучить с лупой галерею посвященных им персональных постеров), но это черт с ним: сама по себе идея скрещивания «Годзиллы» с «Трансформерами» слишком прекрасна, чтобы обращать внимание на подобные мелочи. В сиквеле Дель Торо обещает пойти еще дальше и показать некий гибрид меха и кайзю. Мы понятия не имеем, как он собирается это сделать, но звучит устрашающе.
Вообще, конечно, если копаться в фильмах по Толкиену, которые наснимал в этом столетии Питер Джексон, под них пришлось бы отдать половину данного топа. Тут есть и драконы, и пауки, и прочие твари, от которых стынет в жилах кровь. Не умаляя их заслуг, мы решили ограничиться одним, наиболее, на наш взгляд, эффектным представителем фауны Средиземья – огнедышащим демоном Балрогом, с которым главные герои сталкиваются в «Братстве Кольца». Обладатель преотвратной физиономии не только носит с собой огромную плеть, но также умеет сгущать вокруг себя тьму, а одолеть его может только могущественный маг типа Гэндальфа. Правда, чтобы увидеть финал этой эпичной битвы, придется потратить время еще и на просмотр сиквела – но оно того стоит.
Когда вдруг оживает кусок камня, это пугает даже больше, чем какой-нибудь мясной монстр, – хотя бы потому, что обычное оружие против такого существа малоэффективно. Проникнув в камбоджийский храмовый комплекс Ангкор-Ват, Лара Крофт с товарищами нечаянно пробуждает его спящих стражей – на расхитителей гробниц набрасываются ожившие статуи и их гигантский многорукий и многоликий «начальник» Локешвара, вооруженный здоровенными мечами. К счастью, вставать его научили, а падать – нет, чем наша героиня и пользуется. Ларе удалось унести ноги, но вам мы с Локешваром шутить не советуем: будете злить древних богов – можно и под раздачу попасть. Да и, как показывают «Охотники за привидениями», со статуей Свободы и зефирными человечками, если у вас нет под рукой плазмоизлучателя, лучше тоже не связываться. Береженого бог бережет.
Самое удивительное в фильмах вроде «Людей в черном» – это как гигантский инопланетный монстр умудряется спрятаться в среднеразмерном человеческом теле. В случае с «Факультетом» это и вовсе хрупкая девушка, которую к финалу распирает до размеров бегемота. К счастью для положительных персонажей, инопланетяне не переносят наркотиков, которые (неожиданно) в изобилии водятся у школьников, так что космическую тварь удается угомонить без больших человеческих потерь. В «образцовой» школе такое бы, очевидно, не прокатило. Что? Нет, мы ни на что не намекаем. А вот ирландские «Грэбберсы» намекают, и даже очень: чтобы не быть съеденным инопланетянами, порой бывает полезно отравить организм «излишествами нехорошими» типа хорошей порции виски: такую вредную дрянь ни один порядочный пришелец в жизни в рот не возьмет.
Было бы несправедливо не включить в данный обзор «Кинг Конга» Питера Джексона. Многие считают, что гигантская обезьяна выступает здесь скорее жертвой, а не хищником, и это, конечно, имеет смысл (с другой стороны, если анализировать мотивации киночудовищ, каждый второй монстр оказывается заложником обстоятельств, но человеческим персонажам от этого не легче). Впрочем, извольте: помимо Конга на острове Черепа есть еще много интересного – джунгли там просто кишат злобными тираннозаврами, исполинскими жуками-пауками и прочими доисторическими пиявками, с которыми лучше не встречаться никому. Без защиты в виде танковой брони – так точно.
Не блокбастерами едиными живы «монстр-муви»: то, что не удалось сделать Гильермо Дель Торо, проделала группа энтузиастов, снявшая в 2005 году микробюджетный фильм по знаменитому рассказу классика американского хоррора Г.Ф. Лавкрафта «Зов Ктулху». Лента, длящаяся всего 47 минут и стилизованная под черно-белые немые фильмы 20-х годов, была выпущена сразу на DVD, так что знают о ней, прямо скажем, немногие – тем не менее это одна из лучших экранизаций Лавкрафта на сегодняшний день. Как показал режиссер Эндрю Леман, снять вполне пристойное кино об ужасном древнем божестве Ктулху, спящем на дне океана, можно даже за 50 тысяч – было бы желание. Дель Торо же, разыскивающему 150 миллионов на аналогичную постановку, остается только пожелать удачи.
Многим не понравился ремейк «Битвы титанов» – главным образом из-за рваного монтажа, делавшего просмотр ленты в 3D настоящим мучением для глаз. Однако нельзя не отдать должное Кракену, вышедшему на сцену в третьем акте, – таким крутым это морское чудище еще никто не показывал. В фильме Луи Летерье есть и другие впечатляющие монстры, так что гигантоманы в любом случае не остались голодными, но те, кто не досидел до финала, однозначно много потеряли (тем же, кто досидел и хочет добавки, рекомендуем посмотреть «Подъем с глубины» – спецэффекты там похуже, но подводный монстр тоже очень ничего). У древних греков, может, и не было «Годзиллы», но с такими чудищами, как Лернейская гидра, циклопы и Кракен, им точно скучать не приходилось.
«Звездный десант» – редкий случай фильма, в котором земляне не защищают свои рубежи, а сами лезут на рожон, уничтожая гигантских жуков на колонизируемых людьми планетах. Арахниды, не будь дураки, отвечают взаимностью: ловят человеков и пьют их мозги. Публика неоднозначно приняла сатирическую ленту Пола Верхувена, что неудивительно – герои, которым полагается симпатизировать, по итогу оказываются кровожадными фашистами, что, конечно, не способствует комфортному просмотру. Продюсер Нил Мориц уже несколько лет обещает сделать новую экранизацию одноименного романа Роберта Хайнлайна, в которой акценты будут расставлены по-другому, но что-то подсказывает нам, что это будет очередное выхолощенное кино для подростков – без крови, рубилова и обнаженки. К счастью, эпичный боевик Верхувена у зрителей никто уже не отберет.