Игрушки перестают быть развлечением для детей, когда попадают в руки взрослых. Вдохновляясь классической сказкой о Пиноккио, режиссеры со всего мира наделяют кукол, плюшевых медведей, солдатиков человеческим разумом и правом на выбор, который, впрочем, далеко не всегда оказывается в пользу человека. Тем не менее сюжеты об оживших игрушках даже сейчас остаются актуальными — вспомнить хотя бы успех прошлогодней «Барби». А это значит, что самое время вспомнить фильмы, где эта тема обыгрывалась лучше всего.
Основанный на одноименном романе Линн Рейд Бэнкс фильм «Индеец в шкафу» — то самое душевное семейное кино из 90-х, о котором вы могли забыть, а может, и вовсе не знать. Главный герой фильма — школьник по имени Омри (Хал Скардино) — получает в подарок на день рождения волшебный шкаф, способный оживлять любого, кто окажется внутри. Волею случая в него попадает фигурка индейца-ирокеза по имени Маленький Медведь образца XVII века. Сценаристом «Индейца в шкафу» выступила Мелисса Мэтисон, написавшая «Инопланетянина», в режиссерском кресле знаменитый Фрэнк Оз — автор культового «Темного кристалла» и не менее легендарного мюзикла «Магазинчик ужасов». «Индеец в шкафу», конечно, венцом фильмографии Оза не стал, но в дух времени вписался прекрасно: это простая и очень понятная история о том, что настоящая дружба способна превозмочь не только годы, но и века.
Весна 2024 года ознаменовала внезапное возвращение Сета МакФарлейна, а также его самого известного комедийного проекта «Третий лишний». На стриминговом сервисе Peacock вышел целый сериал, посвященный подростковым будням главного героя, прожигателя жизни Джона Беннета (Макс Буркхолдер) и его лучшего друга — плюшевого мишки Теда. Стоит отметить, что Тед — не совсем обычный медведь, помимо того что он живой и говорящий, он еще и крайне невоспитанный, а местами — откровенный пошляк. Впрочем, как и сам Сет МакФарлейн, который взял на себя роль его дублера. Проще говоря, Тед — своего рода плюшевое альтер эго МакФарлейна, его юмор откровенно пренебрегает и чувствами зрителей, и нормами современной этики. Впрочем, дилогия с Марком Уолбергом в главных ролях, как и «Индеец в шкафу» Фрэнка Оза, — идеальное отражение своей эпохи: неотесанных и немного вульгарных десятых, которые всячески пытались переосмыслить жанр комедии, но то и дело терпели поражение.
Джо Данте — невероятно плодовитый режиссер, подаривший нам множество культовой классики: от рождественского хоррора «Гремлины» до «Утиных историй», «Луни Тюнз» и эпизодов «Сумеречной зоны». Невероятно бойкий для своих лет экшен об оживших солдатиках «Коммандос», которых озвучили Фрэнк Ланджелла и Томми Ли Джонс, был весьма прохладно принят в мировом прокате, но получил «вторую жизнь» после выхода на VOD. Примечательно, что, несмотря на яростный антагонизм между ожившими игрушками и главными героями (Грегори Смит и Кирстен Данст), «Солдатики» — кино максимально добродушное, вдохновляющее зрителя болеть за обе стороны. С высоты прожитых лет далеко не самый важный, но тем не менее очень особенный фильм Данте не просто возвращает ностальгию, а восхищает — в первую очередь фантастической покадровой анимацией, которую не так уж часто встретишь в рамках жанра.
Нестареющий хоррор из детства продолжает жить и в наше время — сиквелы, приквелы и даже спин-оффы «Детских игр» имели разный уровень успеха, но никогда не останавливались на достигнутом. С годами жанр хоррора окончательно понизил градус до треша, а тот перевоплотился в черную комедию. Впрочем, новый сериал об одержимой духом маньяка кукле, получивший название «Чаки», так сказать, возвращает сюжет к его истокам, пусть и в весьма постмодернистской манере. Резиновый рыжеволосый пупс со злорадной усмешкой — одна из тех фигур, котораяые не нуждаются в представлении. Наряду с клоуном Пеннивайзом или, например, графом Дракулой кукла Чаки вошла в анналы современного кинематографа и уже вряд ли сможет забыться, даже если сильно захотеть.
И несмотря на то что в фильме не фигурирует ни одной реальной куклы, «Барби» Греты Гервиг переосмысляет идею «Пиноккио» многим лучше других, разворачивая на экране хрестоматийный сюжет о становлении человеческой личности — через познание внутреннего «я» и соприкосновение с реальным миром. По большому счету Гервиг сняла традиционный каминг-оф-эйдж — трогательное кино о взрослении и поиске идентичности в обществе, перегруженном чужими шаблонами и стандартами, взяв на место главных героев не обычных подростков, а популярные американские куклы — разнообразный калибр Барби и Кенов, украшающий прилавки детских магазинов. В бесконечно розовых декорациях Барбилэнда смотреть за развитием до боли знакомой истории куда интереснее, согласитесь. Кроме всего прочего, «Барби» — это еще и фильм-аттракцион с песнями, плясками и невероятным Райаном Гослингом.
Коллаборация Джеймса Вана и Джейсона Блума когда-то подарила нам «Астрал», величие которого невозможно отменить даже весьма посредственными сиквелами. Новому совместному проекту Блума и Вана «М3ГАН» до уровня «Астрала» далеко, однако это все еще качественный, по-хорошему сумасшедший хоррор, не разрывающий шаблоны жанра, но дарящий абсолютно неожиданные впечатления. Как можно догадаться, в центре сюжета «М3ГАН» находится роботизированная кукла — что-то среднее между Чаки и Терминатором, преданная подруга и хладнокровная маньячка в одном лице, а также наглядная иллюстрация понятия токсичной родительской заботы. Впрочем, покорила М3ГАН зрителей не этим, а своей буйной фантазией в искусстве убивать. Роботоняня не просто уничтожает обидчика, она еще и пританцовывает в процессе и поет колыбельные песни.
В фильме есть и крепкая драма и критика общества высоких технологий, но при этом все хоорорные фишки тоже не забыты, саспенс там, скримеры