Обычно тактичный к любым физическим недостаткам и природным аномалиям кинематограф нет-нет да и заглянет за грань, обратится к пугающим травмам или генетическим мутациям человеческого организма дабы пощекотать нервы зрителя
Начать стоит с картины, ставшей классикой. В легендарных «Уродцев» режиссер Тод Браунинг привлек самых настоящих артистов из бродячих цирков, разбросанных по всем Соединенным Штатам. Цели автора были понятны – настоящую цирковую драму могут разыграть только те, кто всю жизнь провел на сцене или арене. Поэтому, не удивляйтесь, сиамские близнецы в фильме самые настоящие – Дэйзи и Виолетта Хилтон с начала 1930-х гастролировали по стране в составе варьете. Леденящая душу история акробатки Клеопатры настолько впечатлила зрителей и критиков, что фильм до сих пор формально запрещен к прокату в некоторых странах Европы и отдельных штатах Америки.
Хоррор Брайана Де Пальмы «Сестры» уникален тем, что в нем обе половины пары сиамских близнецов сыграла одна актриса – Марго Киддер, прославившаяся несколько лет спустя ролью в «Супермене». Хитрость режиссера заключается в том, что сестры в фильме уже разделены и живут порознь. Когда одна из сестер подозревается в убийстве, репортерша начинает собственное расследование, которое приводит ее к сестре предполагаемой убийцы, которая лишь на первый взгляд кажется уравновешенной здравой девушкой. К тематике сиамских близнецов Де Пальма обратился не случайно, его в то время очень занимали вопросы двойственности общества, сознания, морали, а кто продемонстрирует этот дуализм лучше связанных вместе сестер.
Бум хорроров, охвативший Голливуд в конце 1970-х, не мог оставить без внимания пробирающую порой до дрожи тему сиамских близнецов. Сценарист и режиссер Фрэнк Хененлоттер в своей картине «Существо в корзине» связал вместе не двух человек, а мужчину и жуткого монстра. По душевной доброте хирург отделил вполне обычного Дюлейна от склизкой противной твари по имени Билайл, но рады ли этому близнецы? Ведь теперь одержимый жаждой убийств монстр зажил собственной жизнью. Несмотря на не самые восторженные отзывы критиков, зрители полюбили картину и получили от авторов два сиквела в ответ.
Набравший невероятную скорость и потенциальную энергию режиссер Питер Гринуэй в середине 80-х ежегодно шокировал зрителей своими новыми картинами. «Зед и два нуля» (или «ЗОО», как это указано на оригинальной афише) входят в число наиболее ярких лент автора того периода – в картине есть все, на чем концентрировал свое творчество Гринуэй: секс, смерть, насилие, физиология, разложение. В центре повествования находятся ученые-зоологи Освальд и Оливер, бывшие некогда сиамскими близнецами. Потеряв в автокатастрофе своих жен, они проникаются странной любовью к единственной выжившей в аварии женщине. Но любовь их ужасна, ведь братья изучают процесс гниения.
Если бы в середине 70-х режиссеры Майкл Херц и Ллойд Кауфман не организовали киностудию Troma, мы, пожалуй, жили бы сегодня в иной реальности – мир лишился бы огромного пласта независимого, бескомпромиссного и безапелляционного кино, на котором воспитаны многие сегодняшние постановщики. В наш список мы внесли картину «Война Тромы», жанр которой проще всего определить как сатирический боевик. Герои картины, потерпев авиакатастрофу, оказались на заброшенном острове, который вовсе не необитаем, а даже наоборот – его общество представляет собой уникальную смесь всех худших государств в истории человечества. Достаточно сказать, что остров управляется белокурым нацистом и сиамскими близнецами, как четыре капли воды похожими на Никсона и Рейгана, – это ли не концентрированное зло в чистом виде?
Приключенческое фэнтези «Город потерянных детей» Марка Каро и Жан-Пьера Жене, кажется, выпало из своего времени. Нельзя сказать, что картина опередила свою эпоху, это просто кино из какой-то параллельной вселенной, где все иное: цвета, звуки, люди, монстры. В этом мире стимпанка за похищенными ученым по имени Кранк детьми наблюдают жуткие тетки, скрепленные между собой. Жертвы Кранка прозвали их Осьминогом, и вовсе не за любовь к «обнимашкам» – Женевьева Брюне и Одиль Малле сыграли жутких «домомучительниц», встретиться с которыми не пожелаешь даже взрослым.
Марк и Майкл Полиш – близнецы, разделившие совместное кинематографическое творчество: Марк обычно пишет сценарий, а съемкой руководит Майкл. В картине «Близнецы из Айдахо» братья еще и сыграли ведущие роли – сиамских близнецов Блэйка и Фрэнсиса, выживающих в тяжелейших условиях американской глубинки. Жизнь невольной пары, находящаяся на грани из-за болезни одного из братьев, вдруг расцвечивается новыми красками с появлением девушки по вызову. Считающая себя социальной уродкой, Пенни становится близким другом для «уродов» физических, однако для спасения жизни больного Фрэнсиса этого недостаточно – близнецы должны быть разделены.
Было бы странно, если бы в наш список не попал главный чудак Голливуда, мастер провокационных картин, раскрашенных особенными цветами безумия, Тим Бертон. Да, сиамские близнецы у него в творчестве присутствуют – в фильме «Крупная рыба», где какой только нечисти не встретишь. Полная всеми возможными небылицами картина в том числе содержит эпизод с высадкой главного героя в составе американского десанта прямо посреди циркового шоу, которое украшают очаровательные сиамские близнецы, сыгранные актрисами Адой и Арлин Таи. И именно в них солдат увидел лучших помощников для возвращения на родину.
Братья Бобби и Питер Фаррелли – не сиамские близнецы, но кое-что в родственных отношениях все-таки понимают. Вот только с чувством юмора у них порой случается перекос, и авторы «Тупого и еще тупее» теряют всякое представление о толерантности, участии и этике. Их пародийная комедия «Застрял в тебе» с Мэттом Дэймоном и Грэгом Киннером в главных ролях должна была стать кассовым хитом, но зрители оказались в шоке от насмешек над сиамскими близнецами, и картина в прокате провалилась. Поделом, в общем-то. Смешного в фильме мало, а пошлости – через край.
Псевдодокументальная картина «Братья рок-н-ролл» Кита Фултона и Луиса Пепе – это уникальный случай не только для нашего списка, но и для кино вообще. Лента относится к жанру псевдобиографического кино, то есть со всей серьезностью рассказывает о жизни двух музыкантов, покоривших мир своей музыкой и необычными выступлениями. Шоу группы Bang-Bang действительно выдающееся, ведь на сцене находятся сиамские близнецы, один из которых играет на гитаре, а второй поет, и вместе они лабают панк-рок! Братья выплескивают со сцены не только протест поколения, но и собственную неудовлетворенность миром, где природа (или Бог) допускает такие игры с их телом. Заводное кино, талантливо сыгранное братьями Гарри и Люком Тредэвэй.
Тайский кинематограф можно, в принципе, любить только за имена его актеров, режиссеров и продюсеров. Мы же в дополнение ко всему отметим Таиланд и за близость к Сиаму и предложим вам напоследок хоррор «Неразлучные» Баньенга Писензенекуна и Паркпума Вонгпума. Картина рассказывает о двух разделенных в подростковом возрасте сестрах – сиамских близнецах. Когда-то девочки не чаяли души друг в друге, но влюбленность одной привела к ревности второй, а следом и к неразрешимому конфликту. Выжившая после операции сестра покидает страну, но после возвращения к постели умирающей матери встречается с духом своей умершей половинки. Добавьте к и без того пугающей теме близнецов мрачных восточных девочек с длинными черными волосами – и вы получите «Неразлучных» во всей их красе.