Разбираемся, что хотели сказать авторы в пяти вышедших сериях фэнтези-эпика.
Ведьмак Геральт (еще пока Генри Кавилл), его подопечная Цири (по совместительству наследница трона государства Цинтра в исполнении Фрейи Аллан) и чародейка Йеннифэр (Аня Чалотра) бегут от преследователей на фоне умиротворяющих пейзажей. Ведьмачья работа — убийство монстров за звонкую монету — давно на паузе, Геральта поглотила перманентная охрана новообретенной дисфункциональной семьи. Охранять есть от кого, за Цири охотится буквально весь Континент. Одни хотят использовать княжну для выгодного династического брака, другие — установить диктатуру эльфов, а некий загадочный маг преследует неизвестные, но очень зловещие цели. Поэтому троица часто переезжает, периодически оставляя после себя фрагменты неудачливых преследователей. Жизнь в бегах осложняет еще и тот факт, что Геральт никак не может простить Йеннифер предательство. Чародейка пыталась принести Цири в жертву, чтобы вернуть магические силы, и хоть и одумалась вовремя, но осадок остался.
Действительно ли все так плохо, как пишут в Сети? (Спойлер: не совсем)
Ведьмак демонстративно молчит, а Йенн пишет ему милые короткие записки: с ними и связаны одни из немногих светлых моментов в новом сезоне. Невербальные взаимодействия героев давно стали важной частью сериала, но в новых сериях на фоне ужасных диалогов они особенно выделяются. Хмыканье Геральта или многозначительные ухмылки пройдохи-менестреля Лютика (Джои Бэти) стоят нескольких десятков строчек текста, которые персонажи проговаривают с усердием ведомого на эшафот висельника. Ближе к финалу есть сцена, где Йеннифер и Геральт после очередной разлуки что-то обсуждают, а Лютик и Цири шутливо «озвучивают» их, наблюдая за происходящим из-за деревьев. Комичная вставка раскрывает отношения всех четырех основных персонажей лучше, чем несколько часов экранного времени.
Второй положительный момент — экшен-сцены. Когда непутевые наемники или озлобленные эльфы обнажают оружие, а Геральт встает в боевую позу и поднимает меч, начинается настоящая магия. Камера летает за клинком, смакуя каждый удар, кровь льется на землю галлонами. Схватки здесь стремительные и исключительно брутальные. Через экран чувствуешь, насколько Геральт тяжеловесный и матерый боец, а Цири, напротив, почти лишена опыта, но легка как перышко. Настроение битвы радикально меняется, когда она вытаскивает меч и изящно оставляет противникам только два выхода: умереть или ретироваться.
А что все-таки совсем не получилось?
А вот привычных для поклонников серии стычек с чудовищами стало меньше, и выполнены они из рук вон плохо. Дизайн монстров вторит предыдущим сезонам и не впечатляет, существа ощущаются не частью мира, а обычными CGI-статистами для заполнения эфирного времени.
То же касается локаций. Повествование привычно скачет по всему Континенту, но географическая связность по каким-то причинам нарушена настолько, что порой даже непонятно, куда вообще двигаются герои, пока они не проговорят название точки назначения. А попытка создателей «Ведьмака» ступить на тропу «Игры престолов» и добавить интриги и подковерную возню местных политиков еще во втором сезоне казалась слегка натужной, а сейчас вызывает разве что недоумение и горький смех.
Венчает все это безобразие финальная пятая серия, сама по себе стартующая как анекдот. Геральт и Йеннифэр заходят в зал, а там полно чародеев и чародеек, и все пьяные. В Аретузе — местной школе чародейства и волшебства — проводят торжественный бал в честь созыва Конклава магов. Ведьмак и его возлюбленная вынуждены вести светские беседы и исполнить обязательный танцевальный номер, чтобы вывести на чистую воду предателя в рядах чародеев.
После Геральт и Йенн обсуждают события бала, медленно подкидывая зрителям детали, и таким образом собирают из разрозненных флешбэков цельную картину вечера. Проблема в том, что этот прием смотрится изящно только в фильмах Куросавы или Содерберга, а к производству «Ведьмака» они, увы, непричастны. Поэтому пятая серия по праву получает пальму первенства худшей за все сезоны: мы раз за разом вынуждены проживать вместе с героями неудачно поставленный, дурно смонтированный и совершенно невыносимо звучащий шпионский триллер в декорациях магического средневековья. Вдобавок ко всему там, где должна последовать долгожданная эмоциональная разрядка, красуется безобразный клиффхэнгер.
Чего ждать в следующих сезонах?
Зрители полюбили «Ведьмака» по нескольким причинам. Во-первых, на момент выхода сериал был первым действительно масштабным сказочным фэнтези со времен «Властелина колец». Да, шероховатым и глуповатым, но в общем и целом достойным изголодавшейся публики. Во-вторых, конечно, Генри Кавилл. Актер отдавался роли без остатка, и его Геральт был редким попаданием в персонажа. Сейчас, в 2023-м, у зрителей есть приличный набор фэнтезийных тайтлов («Властелин колец: Кольца власти», «Колесо времени», «Легенда о Vox Machina»), а Генри Кавилл уходит из проекта. На его место у руля серии встанет Лиам Хемсворт, и время покажет, насколько актер справится с титанической задачей удержать внимание зрителей после ухода главного ведьмака последних пяти лет. Впрочем, у сценаристов и шоураннеров есть проблемы поважнее — вырулить из сюжетной мешанины, которую они усердно создавали на протяжении всего сериала. А здесь заменой одного человека точно не обойдешься.