Российский прокат штурмует вторая часть «Оно» — экранизации романа Стивена Кинга о городке, который терроризирует абсолютное зло под обличьем клоуна. Известно, что любовь хорроров к клоунам как раз и началась с Кинга (а также с реальной истории Джона Гейси-младшего), но не он один подарил кино запоминающиеся образы клоунов-психопатов.
Полнометражный дебют режиссёра «Джиперса Криперса» Виктора Сальвы с одной из первых ролей молодого Сэма Рокуэлла — мрачный хоррор о детях, которых терроризирует группа маньяков. Эти самые маньяки, правда, не простые, а сбежавшие из психушки и по дороге захватившие личности трёх убитых ими клоунов — для пущего, видимо, страха. Фильм без всякой иронии и с особой жестокостью эксплуатирует образ детских циркачей: в год выхода, в 1988-м, это настолько шокировало зрителей, что «Дом клоунов» даже сняли с проката: потом, правда, вернули обратно. Сейчас это безоговорочная жанровая классика, сильно омрачённая неоднозначной историей создания — после релиза фильма режиссёра Сальву посадили в тюрьму за домогательства к детям-актёрам.
Одна из первых попыток сделать из весёлых клоунов объект вселенского ужаса — игривая и абсолютно несерьёзная. «Клоуны-убийцы из космоса», как нам мягко намекает его эпатажное название — это отпетый трэш, безумная гиньоль без особого смысла, страха и упрёка, но относительно изобретательная в отношении кишково-кровавой пластики. И хотя тон фильма преимущественно абсурдно-комедийный, образы самих инопланетных клоунов — прилетевших на землю, чтобы поживиться человечиной — пугают (или, как минимум, будоражат) до сих пор: гримёры, что уж там, потрудились на славу.
Клоуну из спродюсированного Спилбергом и снятого Тоубом Хупером «Полтергейста» даже не надо быть живым, чтобы вгонять детей (да и взрослых) в ужас. Нелепая уродливая кукла, нападающая на одного из героев из-под кровати, надолго отвадила родителей от покупки подобных безделушек. Сцена с ней — один из, безусловно, страшнейших моментов «Полтергейста», который и без того под завязку набит креативными «бу»-моментами и источниками гнетущего саспенса.
Необычный взгляд на образ клоуна-убийцы в 2014 году предложил Джон Уоттс, ныне известный по работе над двумя частями «Человека-паука» с Томом Холландом. Его герой/злодей — не маньяк-психопат, а хороший отец, который лишь от большой любви к сыну решает надеть на его день рождения старую потрёпанную маску клоуна. Он не знает, что маска на самом деле сделана из кожи демона, снять её невозможно, а любой, кто её нацепит, через какое-то время превратится в кровожадного монстра, падкого до детского мяса. Ужас необратимости и абсолютной несправедливости в «Клоуне» пугает побольше кровавого грима и жестоких убийств — не так часто чудовищами становятся от хороших намерений.
Сотканный из трёх вроде как несвязанных (но на самом деле, конечно, тесно переплетённых) историй, слэшер-хоррор «Развлечение» — кино, в общем-то, абсолютно эпигонское, но сделанное не без таланта. Весь его шарм исключительно в форме, и ей же удивляет местный антагонист, маньяк без личности и харизмы, пугающий исключительно своим внешним видом. А точнее — этой сюрреалистично растёкшейся, отвратительно-притягательной маской клоуна, место которой не в третьесортном хорроре, а на выставке современного искусства.
К вопросу о форме: немецкий сплэттер «100 слёз» как раз таки о внешнем виде не задумывается. Это неприлично кровавая история о циркаче, которого обвинили в ужасном преступлении — тот его, конечно, не совершал, но ради восстановления справедливости совершит много других. Его цель — примерно все в зоне досягаемости, его методы — ужасающе садистские пытки, расчленения и прочие мерзопакости. Снятый за копейки «100 слёз» выглядит как любительское видео эпохи ранних цифровых камер (чем он, в принципе, и является), и в его абсолютной неэстетичности, безусловно, есть свой шарм: в похожем на одно большое снафф-видео фильме всё гиперболизированное насилие по-настоящему выводит из себя.
Режиссёрский дебют Роба Зомби рассказывает о группе туристов, которые колесят по американским закоулкам и натыкаются на музей с совсем неподозрительным названием «Дом ужасом Капитана Сполдинга». С этого момента на них открывает охоту безумная семейка Фаерфлай, глава которой и есть этот самый Капитан Сполдинг — демонически харизматичный, сквернословящий и отбитый на всю голову маньяк с клоунским гримом на лице. Позже он вместе с семейкой вернётся во второй работе Зомби, «Изгнанные дьяволом» — куда более удачном заходе на территорию кровавого сплэттер-трэша. В 2019 должна выйти заключительная часть трилогии — «Трое из ада», в которой Капитан Сполдинг продолжит наводить на людей ужас: и вряд ли ему в этом помешает ни возраст, ни тюремное заключение.