Обычно, когда мы говорим «экранизация комикса», мы подразумеваем «фильм о супергероях» вроде «Бэтмена», «Супермена» или «Тора». Однако выходящий на этой неделе «Геракл», основанный на античной мифологии и комиксах Стива Мура и Криса Болсина, – кино хоть и родственного, но другого жанра
Как бы там ни шутили американцы про французскую трусость, французские комиксные герои ведут себя куда героичнее заокеанских суперменов. Так, персонажи знаменитого цикла Рене Госинни и Альбера Удерзо, доблестные галлы Астерикс и Обеликс, не носят маски, не скрывают свои имена, не нападают исподтишка и порой не только воюют, но и строят. В блокбастере «Миссия “Клеопатра”», например, они отправляются в Египет, чтобы помочь местным жителям за три месяца соорудить роскошный дворец и посрамить римлян – заклятых врагов Галлии. Правда, подраться Астериксу и Обеликсу тоже приходится. Но стройка в уморительной комедии Алена Шаба на первом месте.
Малобюджетная артхаусная трагикомедия о девушке, которая после окончания школы не знает, куда себя приложить, «Мир призраков» настолько не похож на обычные комиксные экранизации, насколько это возможно. Тем не менее «Мир» основан на одноименном комиксе Дэниела Клоувза, который в 1990-х был среди первых «рисованных книг», заслуживших уважение литературных критиков и пробившихся на полки серьезных американских книжных магазинов. Помимо осовремененного осмысления тем таких классических западных произведений, как «Над пропастью во ржи», «Мир призраков» интересен тем, что в нем сыграла одну из своих первых больших ролей Скарлетт Йоханнсон. Будущая звезда «Мстителей» изображала лучшую подругу главной героини.
Художник комиксов Брайан Ли О’Мэлли – наполовину кореец, наполовину канадец, и его самое известное произведение «Скотт Пилигрим» родилось на перекрестке культур. Оно с равной готовностью цитирует японские видеоигры и американские молодежные фильмы, рассказывая причудливую историю о молодом бездельнике, который должен победить семерых «бывших» своей возлюбленной, чтобы начать с ней встречаться. Перенести на экран все безумие, которое творилось в комиксе, было совершенно невозможно, но Эдгар Райт все же смог снять вполне достойную экранизацию, воссоздавшую и эксцентричность оригинала, и его трогательность и душевность. К сожалению, массовый зритель эту постановку не оценил (48 миллионов мировых сборов при 60-миллионном бюджете), и «Скотту Пилигриму» пришлось довольствоваться статусом «культового хита».
Свежий международный проект – французский комикс, корейский режиссер Пон Чжун Хо, англо-американские звезды во главе с Крисом Эвансом и Джоном Хертом – «Сквозь снег» буквально ворвался в хит-парады лучших комиксных экранизаций, впечатлив зрителей необычным и драматичным вариантом постапокалиптической дистопии. Почти все действие в этом фильме разворачивается в огромном поезде – единственном на планете убежище от глобального похолодания. Поскольку разные вагоны поезда обеспечивают разный комфорт, обитатели менее комфортабельных хвостовых вагонов пытаются пробиться к вожделенным роскошным купе в голове состава, и в поезде кипит гражданская война. Возможно, последняя в истории человечества.
Учебники истории описывают битву при Фермопилах словами Геродота, древнегреческого историка из города Галикарнас. Без устали воевавшие с соседями и иностранцами спартанцы не утруждали себя сочинениями хроник. Однако они наверняка рассказывали детям истории о подвигах предков, и в конце 1990-х художник комиксов Фрэнк Миллер попытался представить, как выглядела бы приукрашенная легенда о Фермопилах в устах того единственного спартанца, который не погиб вместе с товарищами. Так родился комикс «300», который десять лет спустя обзавелся мощнейшей экранизацией в исполнении Зака Снайдера. Идейными глубинами эта картина не блещет, но ее эффектный художественный стиль и зашкаливающий пафос обеспечили фильму всемирную любовь и почти 460 миллионов прокатных долларов.
Если «Великолепная семерка» – это американский ремейк «Семи самураев», то комикс Макса Коллинза и Ричарда Рейнера «Проклятый путь» – это западная вариация на тему японского цикла комиксов и фильмов «Одинокий волк и волчонок». Почему же в таком случае мы включили в наш хит-парад голливудскую экранизацию «Пути», а не одну из японских постановок? Потому что восточные ленты – это второстепенные самурайские боевики, а фильм Сэма Мендеса не только рассказывает захватывающую историю о мафиозном киллере, который вместе с сыном скрывается от своего прежнего босса, но и ставит глубокие общечеловеческие вопросы. Прежде всего, о том, на каких примерах мы растим своих детей и какие уроки они должны вынести из наших ошибок и преступлений.
Еще одно кино о семье, воспитании и убийствах, но на сей раз в исполнении не Сэма Мендеса, а Дэвида Кроненберга. Канадский режиссер вписал свое имя в историю кино фантастическими постановками («Видеодром», «Муха», «Мертвая зона»), но реалистичная «Жестокость», основанная на комиксе Джона Вагнера и Винса Лока, – это, пожалуй, его самая драматически сильная и идейно глубокая лента. Она повествует о бывшем мафиози, который после многолетнего перерыва и превращения в добропорядочного гражданина вынужден вновь взять в руки оружие. Как отреагируют его жена и сын, понятия не имеющие, кем в прошлом был их любимый человек?.. Сценарист Джош Олсон и исполнитель роли второго плана Джон Херт удостоились номинаций на «Оскар».
Комедийный фантастический блокбастер Барри Сонненфельда можно назвать «антиэкранизацией», поскольку в одноименных комиксах Лоуэлла Каннингема и Сэнди Каррутерса «Люди в черном» – это зловещая организация, которая не только расследует паранормальные происшествия, но и пытается захватить власть над миром. Голливудцы, однако, не сочли нужным сохранять этот сюжетный нюанс, и они превратили мрачное повествование в остроумную и захватывающую картину о доблестных тайных агентах, которые жертвуют своей «обычной» жизнью, чтобы защищать планету от зловредных пришельцев и контролировать тех инопланетян, кто обычно не представляет угрозы и просто хочет жить среди людей. Фильм удостоился «Оскара» за лучший грим. Ныне он считается одной из лучших американских фантастических лент и одним из главных хитов Уилла Смита.
Экранизируя комиксы, режиссеры обычно сохраняют лишь сюжетные повороты и отбрасывают в сторону визуальный стиль оригинала. «Но зачем отказываться от того, что можно использовать?» – решил однажды Роберт Родригес и вместе с художником комиксов Фрэнком Миллером снял триллер «Город грехов», который тщательно воспроизводит как сюжет миллеровского повествования, так и его графические решения. В частности, эффектную игру с проблесками ярких красок в мрачном черно-белом изображении. Этот восхитительный эксперимент был удостоен технического Гран-при на фестивале в Каннах. Помимо уникальной картинки «Город» также впечатляет увлекательнейшим повествованием в стиле «нуар», где почти никого из персонажей нельзя назвать «хорошим человеком».
В прошлом году эта южнокорейская картина обзавелась голливудским ремейком, но не обращайте на него внимания. Настоящий «Олдбой» – это только головокружительный триллер Пак Чхан Ука, основанный на одноименном японском комиксе и рассказывающий о самой жуткой мести, которую только можно было измыслить за пределами России (гоголевская «Страшная месть» все же страшнее). Если вы еще не видели эту блестящую ленту, мы не будем портить вам удовольствие пересказом ее непредсказуемых сюжетных поворотов и режиссерских ходов. Просто поверьте на слово: это кино, которое стоит увидеть и которое достойно стоять на первом месте в хит-параде фильмов, основанных на комиксах – без уточнения «не супергероических». Лишь «Темный Рыцарь» мог бы пробраться мимо «Олдбоя» на вершину такого списка. Лента была удостоена Гран-при МКФ в Каннах и многих других престижных международных и национальных призов.