Компетентно снятое напоминание о трагедии на океанской буровой платформе в Мексиканском заливе
В апреле 2010 года океанская нефтяная буровая платформа «Глубоководный горизонт» заканчивает работу на очередной точке у побережья Луизианы. Она обустраивает скважину, которая в дальнейшем будет эксплуатироваться другой платформой. Проект выбивается из графика, и компания BP, арендующая «Горизонт», отказывается от некоторых процедур обеспечения безопасности. Команда платформы, которую возглавляет опытный и уважаемый бурильщик Джимми Харрелл (Курт Расселл), нехотя на это соглашается. Во время выкачивания бурового раствора происходит катастрофический пробой, за которым следует мощный взрыв газа. В течение нескольких минут огонь охватывает буровую установку, и выжившие нефтяники спешно эвакуируются.
Почему древние римляне побеждали на море карфагенян, прирожденных мореходов? В частности, потому что карфагеняне писали на таранах своих судов имя бога Баала, а римляне писали там имя чиновника, который инспектировал корабль. Уже тогда римляне понимали, что контроль качества в мирное время с лихвой окупится во время войны. К сожалению, эту историю не вбивают в головы маленьким детям, и многие из них, когда вырастают, ведут себя как карфагеняне, а не как римляне. Порой это приводят к таким катастрофам, как взрыв на платформе «Глубоководный горизонт», который случился 20 апреля 2010 года.
Нужно быть инженером-нефтяником, чтобы разобраться во всех аспектах той трагедии, но суть ее можно изложить одним предложением: «Большие компании срезали большие углы». Заказавшая бурение BP сэкономила на одном, владевшая платформой Transocean не заплатила за другое, и вот результат – 11 погибших, 17 раненых, полностью разрушенная платформа, крупнейший разлив нефти в истории человечества и неисчислимый вред для экологии и экономики региона. Одна только BP к настоящему времени заплатила более 50 миллиардов долларов в виде штрафов, компенсаций и оплаты за очистку океана. Зато она сэкономила несколько миллионов долларов на безопасности. Большой бизнес, дамы и господа!
Так как голливудские жернова мелют медленно, то фильм по мотивам тех событий выходит, когда трагедия «Горизонта» уже начала стираться из памяти американцев. Но, конечно, семьи погибших никогда не забудут эту катастрофу, и режиссер Питер Берг, ранее снявший куда более легкомысленные картины «Морской бой» и «Хэнкок», постарался увековечить память жертв (в фильме они перечислены поименно) и наглядно показать, сколь безответственно экономить на безопасности.
К сожалению, «Горизонт» Берга нельзя назвать чем-то более выдающимся, чем качественная полнометражная социальная реклама. От фильма так и разит бездушной голливудской просчитанностью, и это касается не только периодических появлений на экране семьи старшего электрика Уильямса (Марк Уолберг), но и даже попаданий в кадр звездно-полосатого флага. Который то как бы укоряет американских бурильщиков, попавших в беду из-за выполнения приказов английской компании, то осеняет героического механика, жертвующего собой ради товарищей. Картина откровенно манипулирует зрителями и ничуть этого не скрывает.
В свою очередь, харизма заслуженных и начинающих звезд (Расселл, Уолберг, Кейт Хадсон, Джон Малкович, Джина Родригес, Дилан О’Брайен) не может скрыть, что характеры персонажей в «Горизонте» не глубже, чем в «Морском бое». Хотя, конечно, приятно смотреть, как Расселл разгуливает с казацкими усами, Малкович изображает жадного BP-шника, а Родригес из сериала «Девственница Джейн» демонстрирует свое фирменное обалдевшее лицо в роли рулевого платформы. Уолберг же играет привычную роль простого работяги, который в трудную минуту становится главным героем.
Другое дело, что геройство Уильямса оказывается довольно ограниченным. Так как это реальная, а не голливудская история, большинство бурильщиков сами добираются до спасательных шлюпок, и Уильямс вытаскивает лишь пару коллег. Конечно, подлинный героизм обычно именно так и выглядит. Но с жанровой точки зрения «Горизонт» заметно проигрывает вымышленным фильмам-катастрофам вроде «Экипажа» или «Ада в поднебесье», где персонажи преодолевают куда больше испытаний и проявляют куда большую изобретательность.
По крайней мере, с пожаром, взрывами и фонтанами нефти у «Горизонта» все в полном порядке. Эффекты фильма столь грандиозны, пугающи и реалистичны, что трудно поверить, что это эффекты, а не документальные съемки. Так что мысль о том, что маленькие ошибки приводят к большой беде, лента проводит безукоризненно. Жаль, что больше фильму нечем похвастаться.
С 29 сентября в кино.