Сегодня, 26 апреля, официально завершился затянувшийся киносезон — академики на два месяца позже обычного раздали заветные «Оскары». С одновременно неожиданными и предсказуемыми лауреатами премии можно ознакомиться здесь.
Мы несколько месяцев следили за тем, как менялся расклад сил, и делали прогнозы, но все равно не ожидали такого исхода. Теперь нам остается только сделать несколько выводов о прошедшей церемонии.
Начнем с главной неожиданности церемонии: сэр Энтони Хопкинс («Отец») получил второй «Оскар» в карьере, обойдя фаворита категории, умершего в прошлом году Чедвика Боузмана («Ма Рэйни: Мать блюза»). Этот шок-контент был подан крайне нелепо на трансляции: в этом году «Оскар» за лучший фильм выдали перед главными актерскими номинациями, поэтому завершало церемонию как раз вручение награды в категории «лучшая мужская роль». СМИ считали, что это было сделано для того, чтобы почтить память Боузмана, но вместо трогательного трибьюта получился облом и обрывистый финал. Прошлогодний лауреат Хоакин Феникс открыл конверт с победителем и внезапно для всех назвал имя Хопкинса — тот на церемонию не явился, поэтому вместо наградной речи зрителей ждали титры.
Да, многие назовут победу Хопкинса заслуженной, но, надо понимать, в долгосрочной перспективе решение не награждать посмертно Боузмана еще аукнется академии. Все шло к тому, что эта церемония станет триумфом Diversity, который бы затмил еще свежий в памяти скандал с #OscarsSoWhite: главные награды Гильдии актеров получили четыре небелых актера (афроамериканцы Чедвик Боузман, Виола Дэвис, Дэниэл Калуя и азиатка Юн Ё-джон) — такой прогрессивный расклад во многом сформировал ожидания от самого «Оскара». Однако академики нарушили его, причем не только выбором Хопкинса, но и тем, что они предпочли Фрэнсис МакДорманд («Земля кочевников») Виоле Дэвис («Ма Рэйни: Мать блюза»). Вроде бы еще одна заслуженная, но, увы, такая консервативная и скучная победа. Кстати, МакДорманд стала всего лишь четвертой актрисой в истории с 3+ актерскими «Оскарами» — теперь она в компании Кэтрин Хепберн, Мэрил Стрип и Ингрид Бергман.
Победа «Земли кочевников» удивительным образом кажется одновременно предсказуемой и неожиданной: фильм уже получил более 200 наград и был фаворитом церемонии, но многие эксперты были уверены, что в последний момент академики выберут фильм, более традиционный по формату: «Суд над чикагской семеркой». Два года назад схожее противостояние было у зрительской «Зеленой книги» и авторской «Ромы» — тогда, как мы помним, победило по-голливудски доброе антирасистское роуд-муви. Триумф «Земли кочевников» — лишенного драматического нерва малобюджетного инди-фильма — доказывает, что академики не всегда ищут компромисс и при желании готовы отмечать тех, кто по-честному был лучшим за прошедший год. Здесь при желании можно вспомнить и прошлогоднюю церемонию — тогда зрительский хит «Паразиты» обошел в ключевых номинациях фильм-аттракцион «1917», который у букмекеров считался фаворитом.
Выигравшая почти все режиссерские награды сезона постановщица Хлоя Чжао получила и заслуженный «Оскар», став всего лишь второй женщиной-победительницей в истории (первая — Кэтрин Бигелоу за «Повелителя бури»). Предсказуемая победа, но еще полгода назад казалось, что академики предпочтут Дэвида Финчера («Манк») и в очередной раз проигнорируют вклад женщин. В итоге впервые в истории за режиссерский «Оскар» боролись сразу две женщины; вторая — Эмералд Феннел («Девушка, подающая надежды»). Словом, премия прислушивается к общественному мнению и медленно, но верно меняется.
Еще один признак того, что академики адаптируются к новым реалиям, это количество побед стриминговых сервисов в этом году — рекордные девять наград. Академики, в отличие от многих консервативных режиссеров, уже давно не плюются от Netflix и считают, что стриминговый гигант выпускает не «контент», а отвечающую всем требованиям кинопродукцию. Рекордные 37 номинаций Netflix конвертировались в целых семь побед (у идущего на втором месте Disney — пять), еще две награды в копилку стримингам принес Amazon Prime благодаря техническим победам «Звука металла». Для сравнения: за последние семь лет Netflix суммарно получил восемь «Оскаров» с 54 номинаций.
В последние годы у «Оскара» дела все хуже и хуже: рейтинги ежегодно падают, и прошедшая церемония не станет исключением. Более того, нас с большой вероятностью ждет антирекорд. Виновником назовут коронавирус, но церемонию уже который год губит нежелание экспериментировать и отказ от издевающегося над звездами и заставляющего их выходить из зоны комфорта ведущего. Церемонии давно пора перенять модель Супербоула и привлекать зрителей не только интригой, но и демонстрацией рекламных роликов со звездами или промоматериалами и премьерами трейлеров самых ожидаемых фильмов года. Да, ночью показали тизер «Вестсайдской истории» Стивена Спилберга, но этого вряд ли хватило засыпающему зрителю.
Одной из худших церемоний сезона наград этого года был «Золотой глобус»: загримированные и одетые в дорогостоящие наряды звезды сидели дома и подключались через Zoom к церемонии. Даже по голливудским стандартам это выглядело как минимум нелепо. На «Оскаре» все было, благо, иначе: постановщик церемонии Стивен Содерберг отказался от Zoom — в небольшом зале были собраны лишь номинанты, которые лично могли выйти на сцену и принять награду. Между объявлением лауреатов — небольшие записанные ранее ролики: от исполнения номинированных на «Оскар» песен до режиссеров-номинантов, отвечающих за 20 секунд на вопрос «Что такое режиссура?».
Выглядела церемония кинематографично и не лениво, но все равно напоминала скромный корпоратив, на котором зритель ощущает себя посторонним, таким лишним человеком на междусобойчике. Раньше премия была большим культурным событием, праздником в мире кино — ради нее отечественные зрители были готовы не спать всю ночь, потому что понимали, что на их глазах творится история. Теперь церемония почти не вызывает подобных эмоций: минимум самоироничных шуток и вызывающих восторг креативных решений, даже интриги и той не осталось (предсказания все же точны по большинству лауреатов). Остается разве что смотреть на наряды звезд или возмущаться поражением Боузмана, но это спокойно может подождать до утра.