Историко-политическая драма, которая с помощью вымышленной истории привлекает внимание к реальной тайной тюрьме в Чили, созданной бывшими нацистами
Историко-политическая драма, которая с помощью вымышленной истории привлекает внимание к реальной тайной тюрьме в Чили, созданной бывшими нацистами.
Чили 1973 года. Немецкая стюардесса Лена (Эмма Уотсон) прилетает к своему бойфренду Даниэлю (аниэль Брюль), который перебрался в Южную Америку и увлекся борьбой за социализм. Когда генерал Пиночет устраивает военный переворот, молодых людей арестовывает тайная полиция. Лену после разбирательства отпускают, а Даниэля, как ярого сторонника свергнутого президента Альенде, увозят в неизвестном направлении. Вскоре девушка узнает, что ее бойфренд попал в тюрьму, которая находится на территории немецкого поселения «Колония Дигнидад», контролируемого садистским религиозным культом. Те, кто по своей или чужой воле оказываются в «Колонии», оттуда не возвращаются. Тем не менее Лена выдает себя за фанатичку и сама приходит в «Колонию» в надежде спасти Даниэля.
Есть истории, которые отлично подходят для художественного кино, а есть истории, которые лучше рассказывать в документальных лентах. Кошмарная сага о «Колонии Дигнидад» принадлежит к числу последних. Слишком уж много в этой повести персонажей и исторических аспектов.
«Колония Дигнидад» была основана немецкими иммигрантами вскоре после Второй мировой войны. Догадайтесь с трех раз, какие именно немцы в то время со всех ног мчались в Южную Америку, подальше от гостеприимных виселиц. Правильно, весьма специфические немцы. Настолько специфические, что, говорят, в «Дигнидад» как дорогого гостя принимали Йозефа Менгеле. Причем он туда приезжал не просто так, а для обмена пыточным опытом.
Главой поселения в то время был Пауль Шефер (в фильме его сыграл Микаэль Нюквист). Военный медик во время войны, Шефер в дальнейшем заделался проповедником баптистского толка и создал тоталитарную секту с жесточайшими правилами. Главным из этих правил было то, что никто не мешал Шеферу насиловать маленьких мальчиков. Когда его все же обвинили в педофилии, он сбежал в Чили. «Колония Дигнидад» стала его новым домом, потому что там жили люди, которые уже умели беспрекословно подчиняться и выполнять преступные приказы.
Чтобы правительство Чили не спрашивало, что Шефер делает с детьми и паствой, «Дигнидад» оказывала тайной полиции неоценимую услугу. В подвалах поселения профессионально пытали неугодных, которых по каким-то причинам не хотели держать в официальных тюрьмах. Никто точно не знает, сколько людей там сгинуло, но, видимо, немало. Среди них был даже бывший советский гражданин – математик Борис Вейсфейлер, который перебрался в США и в 1985 году пропал во время путешествия по Чили. Сейчас известно, что его замучили в «Дигнидад».
Как видите, это отличный материал для основательного документального расследования, прослеживающего историю «Дигнидад», ее политические и религиозные корни, ее тайные связи со спецслужбами нескольких стран, включая ЦРУ (куда же без американцев!). Но такое кино заинтересовало бы лишь узкий круг историков-любителей. Поэтому немецкий постановщик Флориан Галленбергер, который специализируется на историко-политическом кино (его предыдущий фильм «Йон Рабе» был посвящен резне в Нанкине во время войны Японии с Китаем), предпочел снять художественную ленту и использовать всемирно известную физиономию Эммы Уотсон для привлечения внимания к преступлениям «Колонии Дигнидад».
Дело это, конечно, нужное и благородное. Но как художественное произведение фильм не удался. «Колония» начинается как любовная история на фоне политики, однако после того, как действие переносится в «Дигнидад», быстро становится ясно, что вымышленные Лена и Даниэль нужны лишь для того, чтобы на своем примере показать, как измывались над людьми подручные Шефера. Именно поэтому в фильме два центральных персонажа. Дэниэль демонстрирует, как пытали заключенных, а Лена – как мучили и избивали членов паствы, особенно женщин. Никакой более сложной задачи эти картонные персонажи, сферические мученики в вакууме, не выполняют.
Странно читать в интервью Эммы Уотсон, что она взялась за роль Лены, потому что это роль девушки, которая спасает парня. Да, Лена с самозабвенным мужеством повторяет подвиг жен декабристов. Но она не спасает Даниэля, поскольку их побег оказывается столь простым делом, что помощь Лены парню не требуется. Само слово «побег» тут не очень уместно. Вернее было бы сказать, что, когда сюжет этого требует, герои просто выходят из поселения и устремляются к свободе. Ни тебе кропотливого планирования, ни тебе многоступенчатого плана, ни тебе многодневного или многолетнего прогрызания пути наружу. Если Галленбергер видел «Побег из Шоушенка», то ничего полезного для себя он из этого жанрового шедевра не вынес.
Вообще, «Колония» толком не соответствует требованиям ни одного жанра. Для «пыточного порно» в ней слишком мало пыток, и они все собраны в первой половине ленты. Для любовной истории в ней слишком мало общения между героями. Для психологической драмы главные герои слишком несгибаемые, а центральный злодей слишком карикатурно ужасен. Для вдохновляющей героической истории лучше подошли бы реальные беженцы из «Дигнидад» (их было всего пять за десятилетия истории культа), а не высосанные из пальца «супермен» и «супервуман». Триллерная же концовка ленты раздражает, поскольку она в точности списана с финала «Операции “Арго”».
Так что если история «Дигнидад» вас заинтриговала, то идти в кино вам не обязательно. Можете просто порыться в Сети, и вы легко узнаете все то, что Галленбергер хотел донести до зрителей, и много такого, что в фильм не вошло (так, лента не педалирует тему нацизма и не упоминает ЦРУ). Но если вы хотите увидеть, как Эмма Уотсон чистит картошку, нарывается на избиение или в одной рубашке выходит из спальни, то «Колония» вам в этом поможет. К сожалению, ничего лучше в ней нет.
С 31 марта в кино.