Давайте заглянем в немецкие архивы и разберемся, как в руках скромной по современным меркам европейской компании оказались лучшая зомби-франшиза современности, права на экранизацию одного из самых популярных комиксов и коллекция фильмов Клинта Иствуда
В последние годы сложилось впечатление, что европейское кино не способно состязаться с Голливудом в размахе спецэффектов или постановке трюков. Это заблуждение легко исправить, если открыть небольшой секрет: кинопроизводственная компания Constantin Film отнюдь не один из многочисленных офисов в Лос-Анджелесе. Constantin Film – это часть немецкого медийного концерна с более чем шестидесятилетней историей. А теперь вспомните, как часто вы видите заставку с этим названием перед очередным боевиком или фантастическим триллером. Давайте заглянем в немецкие архивы и разберемся, как в руках скромной по современным меркам европейской компании оказались лучшая зомби-франшиза современности, права на экранизацию одного из самых популярных комиксов и коллекция фильмов Клинта Иствуда.
На развитие кино в Германии не могли не повлиять Вторая мировая война и последствия раздела территории. Союзническое правительство Западной Германии после Победы вело политику дробления концернов с целью недопущения монополии и лоббирования интересов возможных очередных фюреров. Коснулось это и кино. Крупнейшая кинокомпания Германии UFA была разбита на мелкие конторы, часть оборудования и мощностей и вовсе были экспроприированы победителями. Несколько независимых теперь кинопроизводителей получили лицензии на съемку новых фильмов, но ограничивались в основном «воспитательными киномерами» – демонстрацией ужасов нацизма и последствий Великой войны. 1949 год стал переломным для кино Германии – новое правительство отменило запрет на ввоз и демонстрацию фильмов, произведенных за пределами страны, введенный Гитлером еще в 1936-м. Именно после этого во Франкфурте-на-Майне на свет появилась компания Constantin Film Distribution GmbH, основанная немецким бизнесменом и политиком Вальдфридом Бартелем и датским кинопродюсером Пребеном Филипсеном (в каждой большой компании по существовавшим правилам один из владельцев должен был быть негерманского происхождения). Над названием долго думать не стали, более влиятельный и опытный на то время Пребен «Константинович» Филипсен присвоил новообразованной компании имя своего отца.
Пользуясь связями Филипсена, которые тот имел за океаном, Constantin Film заключила эксклюзивный договор с United Artists – поток фильмов из Голливуда хлынул в Германию. На фоне борьбы с разрухой, восстановления страны после катастрофической войны и привязанным к этому наследию местным кино комедии с участием Чарли Чаплина вроде «Золотой лихорадки» пользовались невероятным успехом. Дистрибуцией Constantin Film не ограничивалась и постепенно начала вкладывать деньги в отечественное кино, которое, впрочем, пока было далеко от грандиозных постановок Лени Рифеншталь. Однако немцам не свойственно рвать с места в карьер, да и Бартель не спешил с развитием бизнеса. В 1955 году утратило силу положение об обязательном присутствии в компании не-немцев, и Филипсен отправился на родину, а в Constantin Film его заменила супруга Бартеля Ингеборг. Компания по-прежнему участвует в создании немецких лент, но успеха они не имеют и годятся только для внутреннего пользования, в отличие от картин, произведенных в это время во Франции, Италии и у других соседей.
В конце пятидесятых послевоенная киноиндустрия в Германии испытывает небывалый подъем, Constantin Film переезжает в более престижный Мюнхен, а вложения в производство местного кино увеличиваются, но к середине шестидесятых немецкое кино охватил кризис. Бурно развивающееся телевидение отхватило львиную долю зрительского интереса, в кинотеатрах образовался переизбыток местных низкосортных поделок, рассчитанных на непритязательного посетителя кинозала, страну охватил бум вестернов и шпионских триллеров. Но и на этой не самой плодородной почве Constantin Film ярко проявила себя, выступив сопродюсером классических вестерн-постановок «За пригоршню долларов», «На несколько долларов больше» и «Хороший плохой злой» и пяти фильмов о Фу Манчу в исполнении Кристофера Ли. О Constantin Film узнали в Америке, но было уже поздно – кризис давил на компанию все сильнее, чета Бартель избавилась от акций и перестала управлять компанией, перепродажи активов и перемены владельце ни к чему хорошему не привели – в 1977 году началась процедура банкротства Constantin Film.
Год спустя немецкий кинопродюсер, сценарист и режиссер Бернд Айхингер выкупил компанию и приступил к ее тщательной реорганизации. В результате Neue Constantin Film (Айхингер добавил к названию приставку «Новая») к 1983 году не только стала одной из крупнейших немецких дистрибьюторских компаний, но и ввела в оборот собственные производственные мощности. При участии Neue Constantin Film в восьмидесятых свет увидели, например, «Бесконечная история» Вольфганга Петерсона и «Имя розы» Жан-Жака Анно. Посчитав себя достаточно уверенным игроком на рынке, в 1994 году Neue Constantin Film впуталась в авантюру, заслуживающую отдельного рассказа. С целью удержать у себя права на экранизацию комикса о Фантастической Четверке силами компании был снят фильм, который удалось посмотреть лишь единицам, – Роджер Корман за один миллион долларов сделал то, за что сегодня никто не возьмется без девятизначного бюджета. Как бы то ни было, свою задачу эта картина выполнила: права остались у Айхингера, и он воспользовался ими, запустив в 2004 году полноценную версию «Фантастической Четверки» с Крисом Эвансом и Джессикой Альбой в ролях, самый успешный свой проект.
Другая ключевая для студии история началась в 1996 году, когда Бернд Айхингер стал заставать своих сотрудников за игрой в компьютерную зомби-стрелялку Resident Evil. Уже тогда владелец Neue Constantin Film заметил, что игра не была чересчур жестокой или излишне кровавой, но она была по-настоящему страшной. В 1997 году Айхингер получил права на экранизацию и вскоре назначил режиссером будущего фильма ведущего знатока живых мертвецов Джорджа Ромеро. Увы, спустя некоторое время Айхингер разочаровался во взгляде Ромеро на будущую постановку. Студия желала видеть зрелищный блокбастер, а режиссер склонялся к камерной постановке, наполненной черным юмором и цитатами из классических фильмов о зомби. В итоге Ромеро сменил Пол У. С. Андерсон, в проект включилась Милла Йовович, а зрители получили от Constantin Film (в 1999 году компания вернула старое название) главный зомби-сериал на большом экране, который хоть и заставляет ругаться после каждой части, но деньги собирает с завидной стабильностью.
Что еще выделяет Constantin Film на фоне остальных кинопроизводителей? Конечно, тяга к триллерам, фантастике и приключениям. В списке релизов студии числятся «Бункер» и «Пиджак», «Пандорум» и «Вкус ночи», «Три мушкетера» и «Парфюмер». Шесть из десяти самых кассовых немецких фильмов за 20 лет были произведены Constantin Film, двадцать из пятидесяти самых кассовых фильмов в немецком прокате за 30 лет принес в кинотеатры Бернд Айхингер, десяток из двадцати пяти самых кассовых зарубежных фильмов в немецком прокате – результат дистрибьюторских достижений Constantin Film. Айхингеру определенно есть чем гордиться.
Но и это не финиш. В ближайших планах студии экранизация серии бестселлеров «Орудия смерти» (первый фильм «Орудия смерти: Город костей» выходит в прокат на этой неделе), новое прочтение «Тарзана», грандиозный фильм-катастрофа «Помпеи» и, конечно, очередные приключения Элис, борющейся с всемогущей корпорацией «Амбрелла» в шестой уже по счету «Обители зла». «Константин» на древнегреческом означает «постоянный» – и это в полной мере отражает устремления Constantin Film. Постоянное удивление, постоянный напор, постоянное движение вперед.
Самые кассовые фильмы: «Фантастическая Четверка», «Обитель зла: Жизнь после смерти», «Обитель зла: Возмездие».
Крупнейшая неудача: «Пандорум».