25 апреля свое 53-летие отмечает голливудская актриса Рене Зеллвегер. Как бы странно это ни звучало, но отмеченная «Оскаром» американка известна на весь белый свет ролью британки — непосредственной и удивительной, забавной и трогательной Бриджит Джонс, героини знаменитого романа Хелен Филдинг.
На протяжении многих лет Бриджит делилась со зрителями сакраментальными тайнами, не боясь при этом выглядеть неловко или глупо. Сейчас уже сложно представить, каким бы выглядел этот сумасбродный, но в то же время ужасно родной персонаж в исполнении кого-либо другого. С первого мгновения, с первой реплики Зеллвегер на экране стало ясно, что Рене — это Бриджит, а Бриджит — это Рене. И иначе быть не может.
В честь дня рождения любимой актрисы вспоминаем, как создавался один из главных женских персонажей современного кино.
В то время как Гермиона Грейнджер, Эллен Рипли или Джо Марч выглядели прекрасными образцами для подражания, Бриджит Джонс казалась настоящим хаосом, сотканным из недостатков и недоразумений. Очаровательная в своем несовершенстве 30-летняя женщина не была рождена вундеркиндом, не обладала особыми творческими талантами и уж точно не собиралась спасать мир от ксеноморфов. Как и все нормальные, люди Бриджит была помешана на себе: ставила недостатки в абсолют и принижала достоинства, критично изучала отражение в зеркале и отчаянно стремилась поднять самооценку за счет мужского внимания. Знакомо, не так ли? Главная героиня романа Хелен Филдинг никогда не была идеальной, но она всегда оставалась парадоксально человечной. Ее образ говорил на каком-то своем, универсальном языке, понятном любой женщине от 16 и старше.
Определенно, мисс Джонс никогда не была ролевой моделью, но она делала кое-что более важное: Бриджит совершала ошибки и позволяла нам на них учиться. В контексте жизни этот опыт, как ни странно, казался куда релевантнее нереалистичных историй о бесстрашных и сильных духом женщинах, покоривших мир (хотя без них наш культурный опыт также был бы неполон). Бриджит Джонс спотыкалась, падала, но всегда поднималась и шла дальше. А многочисленные неудачи и поражения со временем сослужили ей хорошую службу, став оружием в мире, где уязвимость привычно прячется за маской надменной улыбки. Но что самое важное, со временем Бриджит перестала стремиться быть кем-то другим, чтобы стать «своей» или понравиться, — она научилась жить в гармонии с собой, отказавшись от навязанных социумом стандартов. Сама того не зная, она была феминисткой в то время, когда о женской эмансипации в кино еще никто не слышал.
История о британке, столь импонирующей реальным женщинам, довольно быстро дошла до голливудских киностудий, жаждущих создать очередной крауд-плизер, способный заполнить кинозалы. Компания Working Title Films приобрела права на экранизацию книги Хелен Филдинг задолго до того, как она стала мировым бестселлером. Поиски актрисы, которая смогла бы воплотить образ Бриджит, были крайне изнурительными и длились более двух лет. Естественно, на главную роль претендовали многие известные актрисы: Рэйчел Вайс, которая оказалась слишком конвенциально привлекательной, Кейт Уинслет и Кэмерон Диаз, которые оказались слишком молодыми, Тони Коллетт, которая оказалась слишком востребованной, а также Хелена Бонем-Картер, Кейт Бланшетт и Эмили Уотсон, которым отказали по неизвестным причинам.
Кастинг Рене Зеллвегер — урожденной американки — на роль Бриджит Джонс в то время неоднократно подвергали критике. Многочисленным поклонникам книги не понравилась идея того, что образ британской иконы на большом экране воплотит какая-то малоизвестная голливудская актриса. Тем не менее продюсеров очень впечатлила самоотверженность Зеллвегер, которая продемонстрировала настоящий method acting во время своей подготовки к роли. Помимо очевидных внешних преображений — более десяти килограммов набранного веса, — Рене также дотошно изучила внутренний мир своего будущего персонажа. В течение трех недель актриса проработала в самом настоящем книжном издательстве под псевдонимом Бриджит Кавендиш — правда, вместо фотографии дорогого Дэниэла Кливера на ее столе красовался снимок тогдашнего бойфренда Джима Керри, с которым Рене познакомилась на съемках «Я, снова Я и Ирэн».
«Я изучила ее социальные и культурные ориентиры, разобралась с ее повседневными обязанностями. Но самое главное — я узнала, почему сижу за этим столом», — поделилась актриса в интервью Hollywood.com.
Кроме того, Рене прошла интенсивный курс актерского мастерства, сделав основной упор на постановку британского акцента. Сказать, что она прошла его успешно, — ничего не сказать. Зеллвегер фактически превратилась в британку. Произношение было настолько естественным, что некоторые зрители всерьез засомневались в ее американском происхождении.
Однако главным секретом привлекательности той самой киношной Бриджит Джонс был даже не акцент и не детальный method acting (хотя его тоже не стоит сбрасывать со счетов), а природный магнетизм самой Рене Зеллвегер, подарившей своей героине совершенно выдающуюся мимику и очаровательную непосредственность.
Вышедший 13 апреля 2001 года фильм стал настоящим кассовых хитом, собрав более 280 миллионов долларов при скромном бюджете в 25 миллионов. Критики также были в восторге — рейтинг ленты на Rotten Tomatoes составлял 80%. Впрочем, даже это было не самым впечатляющим достижением «Дневника Бриджит Джонс».
Несмотря на всеобщую поддержку и любовь, у фильма было как минимум два серьезных челленджа. Во-первых, это, конечно, наградной сезон — для того чтобы «Бриджит Джонс» смогла побороться за номинации, ажиотаж вокруг картины должен был продлиться хотя бы до осени. Во-вторых, съемочной команде было необходимо побороть всеобщее предубеждение в отношении романтических комедий, которые при всей своей хитовости редко удостаивались внимания со стороны киноакадемиков — «Энни Холл» и «Красотка» были редкими исключениями из правил.
К счастью, Рене Зеллвегер удалось преодолеть все мыслимые и немыслимые преграды. За роль Бриджит Джонс она была номинирована практически на все авторитетные кинопремии, включая «Золотой глобус», премию SAG, BAFTA и даже «Оскар». И не важно, что ни одну из наград Зеллвегер в итоге не получила. Имеет значение лишь то, что она, как и ее культовый персонаж, смогла достичь величия вопреки всем стандартам, стереотипам и предубеждениям.