Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Битва за Севастополь»

Один из лучших современных отечественных фильмов о войне, мощное, многоплановое, качественно выполненное историческое полотно, душевностью легко превосходящее «Сталинград», а собранностью – «Батальон»

Добавить в закладки

Еще двадцатилетней девушкой Люда Павличенко проявила талант меткого стрелка. Вероломное нападение немецких войск застало Людмилу студенткой, без пяти минут невестой в летней Одессе, тут-то и пригодились ее снайперские навыки. С первых дней войны Павличенко стала грозой нацистов, за год лишив жизни более трех сотен захватчиков. Четырежды раненная, пережившая тяжелую контузию, потерявшая в войне всех своих друзей, приятелей и любимого человека, в 1942 году Павличенко была комиссована и отправилась в США, где целью советской делегации стала агитация американского правительства и граждан открыть второй фронт…

Кадр из фильма "Битва за Севастополь"

Съемочная группа успела отснять все эпизоды фильма, действие которых происходит в Севастополе, еще в конце 2013 года. После известных событий марта 2014 года досъемки в Крыму оказались невозможны

В череде патриотических фильмов, приуроченных к юбилею Победы, «Битва за Севастополь» с самого начала выглядела белой вороной: большой международный проект, призванный не вбить клин между, а объединить братские народы России и Украины, амбициозная производственная компания, не боящаяся жесткости и реалистичности (на минутку, именно «Новые люди» подарили зрителям «Класс коррекции», «Кино про Алексеева» и «Изображая жертву»), фактурные актеры и действительно новая, свежая, увлекательная история. Есть на чем перегореть, но и выйти победителем после такого вызова самим себе всем создателям фильма наверняка хотелось. В силу многих причин проект долгое время находился в крайне неудобном положении, картина стала заложницей политических интриг, но, к счастью, искусство оказалось сильнее. Фильм выходит на экраны и заслуженно рассчитывает на внимание зрителя.

Кадр из фильма "Битва за Севастополь"

На счету Людмилы Павличенко 309 убитых солдат противника (в том числе 36 снайперов). Это почти на сотню больше, чем у легендарного Василия Зайцева, героя фильма «Враг у ворот», при том, что Павличенко в строю была всего год, а Зайцев прошел всю войну

Все авансы и предположения оказались более чем оправданными — кино получилось действительно боевое, то есть такое, которое не прячется за одними только спецэффектами, «слезовышибательными» моментами или патриотическим пафосом. «Битва» — это человеческая история, пусть рассказанная и не настолько глубоко, насколько было возможно, но все равно трогающая за душу. Пожалуй, было бы интересно больше узнать об отношениях Людмилы с отцом, хотелось бы ближе прочувствовать тех мужчин, что встретились на ее жизненном пути, линия с визитом в Америку повисла в воздухе. Однако этот пунктирный сюжет не разрывает фильм на части, а создает ауру недосказанности, этакий по-настоящему военный привкус, когда иногда помолчать лучше, чем вступать в длинные рассуждения или воспоминания.

Кадр из фильма "Битва за Севастополь"

Наверное, картина получит свой ушат «помоев», за эпизоды с американцами, хотя показать наших тогдашних союзников людьми, а не животными (как канадцев в «Легенде № 17», к примеру), — это не подвиг, а нормальное человеческое отношение. Возможно, будут ленту ругать за какие-то биографические и исторические неточности (обсуждение фотографического сходства Пересильд и Павличенко оставим другим). Наверняка у зрителей вызовет недоумение даже название — о заглавной битве в фильме говорится совсем немного, а город впервые упоминается только в начале второго часа повествования (украинцы со своим названием «Несломленная» оказались ближе к центру мишени). Но если абстрагироваться от деталей и оставить вне кинозала скептицизм и въедчивость, то картина превратится в драматическую биографию женщины, оказавшейся в самых ужасных обстоятельствах, какие себе можно представить, — на войне. Оказывается на войне и живет ею, любит через нее, умирает через нее, борется через нее, взрослеет через нее.

Кадр из фильма "Битва за Севастополь"

Даже если бы в фильме не было фантастических по реалистичности и ощущению причастности боевых сцен, война чувствовалась бы в каждом кадре, от первых выданных на стрельбище патронов до аплодисментов западных журналистов. Помноженная на удивительную для нашего времени аполитичность, эта военная атмосфера делает картину по-настоящему душевной, объединяющей, вдохновляющей, воодушевляющей лентой, рассказывающей о Человеке на войне, а не о человеке Войны.

Кадр из фильма "Битва за Севастополь"

Безусловно, нельзя не помянуть добрым словом актеров, занятых в фильме. Всех без исключения, с российской и украинской стороны, играющих мирных жителей и суровых солдат, изображающих американцев и наших соотечественников. В каждом видится эмоция, в каждом видна жизнь. Блистательная Юлия Пересильд с гаммой эмоций, Евгений Цыганов, Никита Тарасов, Олег Васильков, сыгравшие трех главных мужчин в жизни Людмилы Павличенко, статная Джоан Блэкхем, взявшая на себя бремя экранной первой леди, – все они очень ярки, фактурны, по-своему эмоциональны и по-хорошему погружены в материал. Наблюдать за каждым – удовольствие, чувствовать каждого – наслаждение.

Удивительно, что в те дни, когда между Украиной и Россией отношения превратились в конфликтные, а патриотические настроения с обеих сторон утратили подлинные ориентиры, по-настоящему объединяющая картина нашла дорогу на экраны кинотеатров. Ужасы войны прошедшей, столь многогранно, всесторонне и тщательно продемонстрированные в «Битве за Севастополь», должны остановить современные войны и конфликты. Иначе быть не должно, иначе все битвы были зря. И реальные, и экранные.

Текст: Евгений Ухов
1 комментарий
А
Несколько раз пересматривала, до мурашек и слез. Невозможное кино


О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?