Не особенно страшный и слегка несобранный, но необычный – добрый и грустный – хоррор, в котором вновь блистает маленький Джейкоб Трембле из «Комнаты»
Не особенно страшный и слегка несобранный, но необычный – добрый и грустный – хоррор, в котором вновь блистает маленький Джейкоб Трембле из «Комнаты».
Коди (Джейкоб Трембле) еще совсем мал, но успел многое повидать – его родная мать умерла, первые приемные родители отказались от него, а следующие и вовсе исчезли. Марк (Томас Джейн) и Джесси (Кейт Босворт) с трудом переживают смерть сына, утонувшего в ванне, и усыновление Коди кажется им прекрасной возможностью начать все с чистого листа. Но вскоре выясняется, что у мальчика есть удивительный дар – его сны материализуются, и Джесси начинает пользоваться этим, чтобы вновь увидеться с погибшим ребенком. Но иногда Коди снятся кошмары, и тогда в наш мир является жуткий монстр.
Фильмы, которые задерживаются на пути к зрителю, всегда внушают определенные опасения – практически никогда это не случается от хорошей жизни. Конвейер запущен, деньги вложены, так кто по своей воле будет откладывать момент возвращения и преумножения дивидендов? Тем более в мире кино, где промедление часто смерти подобно – вас может опередить конкурент с похожим фильмом, а возможно, режиссер или актер, на которого вы делали ставку, выйдет из моды и его имя на постере уже не будет восприниматься с таким восторгом, как год назад.
Тем не менее такое все-таки случается, вот и «Сомния», снятая еще в 2013 году, добралась до широких экранов только сейчас, в 2016-м, практически одновременно с выходом на видео уже следующего фильма Майка Флэнагана, «Тишина». Чем вызвана такая долгая задержка, наверняка сказать нельзя (хотя несколько месяцев ожидания добавило банкротство дистрибьютора Relativity Media, владевшего правами на фильм), но, кажется, в нем что-то пытались «докрутить». В итоге получилось немного неровное, несобранное, «лоскутное» кино, которое разрывается между двумя жанрами – вполне традиционным мистическим фильмом ужасов и страшной то ли сказкой, то ли притчей, вызывающей ассоциации с работами европейских режиссеров и Гильермо Дель Торо.
Если рассматривать «Сомнию» исключительно как прямолинейный хоррор, велик шанс, что она разочарует. Формально все признаки жанра на месте – кошмарный монстр, несколько эффектных «бу»-моментов, мальчики с пустыми глазницами, – но чем дальше в лес, тем очевиднее картина уходит в немного неожиданную плоскость, где главным оружием против творений ночи оказывается не какой-нибудь освященный кинжал и не древняя книга с заклинаниями, а любовь, понимание и смирение. Это лишает развязку картины внешней эффектности, но придает ей новое, неожиданное для хоррора измерение – как это ни парадоксально, но вспоминается тут старинный советский мультфильм про Крошку Енота, и, что самое удивительное, этот «уход в пацифизм» не убивает фильм, а только делает его сильнее.
Формально звездами «Сомнии» являются Кейт Босворт и Томас Джейн, но последнего, например, здесь не очень много, и его выступление сводится преимущественно к «игре харизмой». Босворт, со своей стороны, молодец, но ее все-таки «убирает» ее маленький напарник Джейкоб Трембле. В этом плане создателям «Сомнии» сильно повезло – в ней Трембле сыграл еще до оскароносной «Комнаты», но задержка выпуска привела к тому, что теперь его имя более-менее на слуху. И эта роль доказывает, что все авансы, выданные ему за «Комнату», были неслучайными – если парень не сорвется в переходном возрасте (пламенный привет Энтони Майклу Холлу, Маколею Калкину и бесчисленному множеству прочих вундеркиндов от кино), из него может вырасти актер мирового масштаба.
С 28 апреля в кино.