Экспериментальный и очень любопытный сериал Marvel — о том, как Алая Ведьма и Вижн попадают в мир классических американских ситкомов.
В маленький американский городок приезжает молодая пара: Ванда (Элизабет Олсен) — эмигрантка из Восточной Европы со сверхъестественными способностями, и Вижн — её муж-андроид, который на людях ходит с лицом Пола Беттани. Они обустраивают свой быт и занимаются разными провинциальными мелочами: то нужно на домашний ужин принять офисного начальника, то выступить на городском празднике с фокусами. Вокруг — улыбчивые лица типичной ситкомовской массовки и декорации беззаботной жизни. Лишь иногда по радио вдруг слышится странный голос, спрашивающий «Что с тобой, Ванда?», в чёрно-белых кустах найдётся цветной вертолётик, а из канализации вдруг вылезет пчеловод.
Вы могли этого не заметить, но за последние полтора года не выходило ни одного проекта Marvel — спасибо пандемии за это. Не то чтобы мы сильно, конечно, скучали, но всё же значимость «Ванда/Вижн» как поп-культурного объекта переоценить сложно. Сериал, чьи три серии уже вышли на Disney+, показывает совершенно новое направление, по которому, видимо, и дальше будет двигаться MCU — и в плане формата (впервые вселенная полноценно перешла на маленькие экраны, «Агенты Щ.И.Т.» не в счёт), и в плане подхода к нарративу.
«Ванда/Вижн» — вовсе не ваш стандартный супергеройский блокбастер. Это сюрреалистичная пародия на классические ситкомы разных времён (в первых двух эпизодах — 50-х, в третьем уже скорее 60-70х), этакий марвеловский «Плезантвиль», в котором парочка главных героев представлена хрестоматийной счастливой американской парой: таких обычно изображают на упаковках быстрых завтраков. В плане жанровой экспериментальности «Ванда/Вижн» бьёт даже «Стражей Галактики», которые в своё время так же сильно расширили границы дозволенного в Кинематографической Вселенной Marvel. Ещё сериал интересно рассматривать в связке с, неожиданно, «Джокером» — вместе они показывают, как кинокомиксы, устав от строгих блокбастерных форм, очень по-постмодернистски поглощают другие жанры. Привлекают зрителей к историям, которые те в жизни бы не стали смотреть, не будь на обложке имён знакомых героев.
И в этом смысле «Ванда/Вижн» делает намного более интересную работу, нежели картина Тодда Филлипса. Его интерпретация «Джокера» была ладно сделанной, но всё же эпигонской драмой о маленьком человеке а-ля Мартин Скорсезе. «Ванда/Вижн» же использует форму классического ситкома, чтобы поговорить о совсем неситкомовской проблеме расщепления сознания, визуально отобразить глубочайшую травму Алой Ведьмы — потерявшей, как мы помним, в событиях «Войны бесконечности» своего любимого человека. За картонными декорациями и закадровым смехом здесь скрыт настоящий экзистенциальный ужас, проявляющийся в маленьких деталях, интонациях и случайно (а случайно ли?) брошенных фразах.
Лучшие моменты «Ванда/Вижн» — как раз те, где сквозь ситкомовскую форму вдруг начинает проглядывать кинокомиксная «реальность». Когда в широкие кадры внезапно вклинивается инородный крупный план (которых в ситкомах тех лет быть не могло), когда прежде статичная камера наклоняется под голландским углом или возникает некомфортный, долгий зум. От проекта Marvel этого ждёшь меньше всего, но «Ванда/Вижн» в первую очередь — крайне интересный эксперимент над киноязыком, сериал, который берёт пластические штампы разных жанров и оборачивает их против зрителя. Очень, конечно, любопытно посмотреть, к чему это всё приведёт — и как жанровые искания вселенной продолжит новый «Доктор Стрэндж» Сэма Рейми.